Friday, April 2, 2010
Dogville, Manderlay
Я посмотрел два очень интересных и глубоких фильма-притчи; "Dogville"(2004) и "Manderlay"(2005). Это первые две серии трилогии (если когда-нибудь выйдет третья). Я думаю, что в нашей аудитории эти фильмы вызовут пpотивоположные оценки и мнения, да я и сам поменял их. На всякий случай, эти фильмы далеко не комедии (особенно первый), там никак не расслабишься.
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
9 comments:
Я боюсь смотреть эти фильмы.
Я получил некоторые частные отклики на фильмы и ни не самые доброжелательные: a) Фильм не интересный b) Полон ненависти к людям.
Я и не сомневался, что эти фильмы вызовут у многих отторжение и попытаюсь об'яснить, почему они показались мне интересными и глубокими на примере Dogwille. Не потому, что Manderlay мне понравился меньше, а потому, что Dogwille смотрело гораздо больше людей.
Итак чудесная девушка, скрываясь от бандитов, встречает чудесного юношу, который приводит ее в маленький город, населенный бедными, но добрыми людьми, которые укрывает ее. Как же получилось, что шаг за шагом город превратился в коллективного мучителя, юноша в предателя и потенциального убийцу, а девушка стала чудовищем.
Для города на мой взгляд, это следствие чувства безнаказанности помноженное на чувство опасности помноженное на чувство, что ты делаешь неотлатную услугу. Для юноши это конформизм помноженный на чувство вины. Для девушки это гипертрофированная реакция на несправедливость помноженная на ужастный опыт помноженный на социальное теоритизиривание, вот такой в ее лице классический левый терроризм.
Неужели все это так невероятно и неправдоподобно для нас, наших знаний и нашего опыта. Многие из нас любят популярную фразу о том, что любая власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно. Мы легко принимаем фильмы о пороках этой абсолютной власти, как мне кажется, в частности и потому, что нам трудно ассоциировать себя с этими злодеями, здесь же все гораздо ближе и потому страшнее. Конечно фильм горький и смотреть его просто физически тяжело, кто ж спорит. Но не то, на мой взляд, он хочет показать, что все люди сволочи, а то, что дьявол рождается в обыденности. Это, в oбщем, наверно, банальная вещь, но каждый раз она так не очевидна.
Савелий, хочу вас поддержать - на мой взгляд "Dogville" фильм блестящий. Manderlay значительно слабее, то что работало в первый раз, плохо работает во второй. Я немного по-другому его вижу. Мне не кажется, что девушка стала чудовищем. Мы узнаем в конце, что девушка не спасается от опасности, что она бежит от всемогущего отца (кто он - мафиози? может кто повыше?), с которым она не согласна идеологически. Она дает людям шанс до последнего. Но когда она решает, что они не стоят шанса, она идет дальше отца в возмездии. Этот действительно фильм-притча, как и Breaking the Waves, Dancer in the Dark. Их все нелего смотреть, но смотреть, по-моему, стоит.
Пост Савелия и комментарии к нему - прекрасная поддержка замысла этого блога. Савелиевский текст, я уверен, интересно читать и тем, кто фильма не видел. Меня же, фильм видевшего, или, уж точно, начинавшего его смотреть, он просто захватил. Я, очевидно, не досмотрел до конца, настолько мне казалась неестественной сама атмосфера фильма. Но теперь я его обязательно пересмотрю.
А Машин комментарий добавил еще один внеочередной фильм, о котором я никогда раньше не слышал, "Dancer in the Dark". Потому что "Breaking the waves" вспоминаю часто. А "Manderlay", наоборот, пожалуй, пропущу по Машиному совету. Если, конечно, Савелий не напишет хотя бы пару слов и о нем тоже
Маша, спасибо, приятно, что я не одинок, однако мы рассходимся относительно девушки и я постараюсь описать мой взгляд. К истории города ничего не прибавляет история расправы. История расправы про девушку. Представим, что ее просто увозят из города, а на город обрушилась лавина. Все хорошо, порок наказан, вызывающая крайние симпатии девушка спасена, и я уверен, что благожелательных к фильму зрителей больше. Однако автор выбирает ее быть палачом всего города. Но наша девушка не Бог и ни на каких человеческих весах гибель ребенка не стоит сломанной фарфоровой статуэтки, и на мой взгляд ей нет оправдания. Конечно Маша это правда, она ушла из дома по идеологичеким причинам, она поменяла жизнь принцесы на жизнь нищей скиталицы, все, что ей надо, жить согласно лозунгу "Свобода, Равенство, Братство" , к тому же она очень образованна, учит детей философии стоиков ( Пол Пот тоже кстати был специалистом по греческой философии) и кому как не ей быть судьей над городом.
Я понимаю ни место, ни время, а главное я не специалист в левом радикализме, но все же, какая добавка приводит ее в этот лагерь. Конечно пережитый опыт, но еще важнее она «arrogant», как говорит ее отец и ее чувство морального права на изменение мира, путем его очищения, в том числе и коллективного, от порочных людей. Как она говорит, не месть движет ей, а желание сделать мир лучше.
И последнее, многие левые террористы, если им выпало не взорвать или взорваться, становились потом очень достойными людьми, но ей не повезло.
Отклик из России:
Согласна со всем, что сказано по поводу фильма "Догвиль", да, бывает,да, сделано здорово и смотришь, забывая дышать. Но второй раз не буду смотреть никогда. То, что глубины человеческой низости никто не измерил, я и так знаю, мне гораздо интереснее, на какую высоту и как может подняться человек, чего это будет ему стоить. Об этом "Breaking the waves", но пересматривать тоже не хочется.
Пыталась написать тебе о последних российских фильмах: А. Папагребского "Как я провел этим летом" и Хотиненко "Поп". Первый - удивительно сильный фильм о достоинстве, своем месте в жизни, ответственности и во что превращает человека отсутствие этих качеств и страх. Второй - конъюктура, но с удивительными актерскими работами С. Маковецкого и Н. Усатовой.
Наконец и мы посмотрели Dogville.
Очень сильное впечатление. Какой сильный мастер!
Этот фильм меня задел и тем, как он говорит, и тем, что он говорит. Это фильм-притча, которая мне кажется глубокой и многоплановой, не до конца понятной. Он рассказывает ее, сплетая философию, поэзию, иронию, театр, литературу и да, чуть не забыл, - кино, с его крупными планами, панорамами и свежим снегом.
Не то, чтобы все, что увидел, мне показалось убедительным. Опять, как и в "Breaking the waves" финал показался... чужим, что ли, притянутым к идее, которая у автора была в голове вначале. Как во всех настоящих произведениях, герои зажили было своей жизнью, независимой от авторских замыслов, а автор спохватился и в самом конце грубо впихнул их обратно, в заранее подготовленный финал.
Этот фильм можно считать "черным", депрессивным. Мне он таким не показался. Я смотрел его от начала до конца с неослабевающим интересом и нарастающим восхищением автором. Одна его последняя фраза чего стоит! Хорошо бы пересмотреть через какое-то время. Наверняка многое не разглядел.
Несколько человек, включая Савелия, сказали, что хотели бы поговорить об этом фильме за столом. Если хотите присоединиться - дайте знать.
В очередной раз - спасибо, Савелий. Ты - настойчивый пропагандист настоящего искусства!
Еще 2 слова о "Dogville" перед тем, как посмотреть "Manderlay".
После интересного обсуждения посмотрели еще раз последнюю часть. Хотелось понять - что произошло во время разговора Грейс с отцом. Ответ оказался неожиданным - ничего не произошло. Отец ее ни в чем не убедил. Это во время прогулки ей пришла в голову одна мысль... И после того как она пришла, Грейс решила уничтожить город. Потому что эта мысль показалась ей правильной. Не месть за свои страдания, не из-за ненависти к жителям. Она уничтожила город из-за пришедшей ей в голову идеи. И я понял, что был неправ, ругая конец фильма. Он так же содержателен и глубок, как и весь фильм.
Независимо от замысла автора (помните отзыв Толстого о "Душечке" Чехова? ...автор создал потрясающий женский образ вопреки своему желанию посмеяться над героиней... - ручаюсь за смысл, но не за дословную точность) финал показывает чудовищность любой тоталитарной идеи, т.е. какой-то мысли, имеющей возможность быть воплощенной любыми средствами, в том числе уничтожением других людей.
И точно также - независимо от замысла автора - фотографии и песня в конце фильма совершенно не повлияли на мое восприятие фильма. Такое происходит в Америке? А кто с этим спорит? Такое может произойти повсюду. Дело же не в этом...
Post a Comment