Popular Posts

Wednesday, April 10, 2024

Зона интереса (Д. Глейзер) 2023


Посмотрел фильм вскоре после речи режиссера при получении Оскара. Речь возмутила меня, но не помешала смотреть фильм. 

Он произвел сильное впечатление.

Но я не собирался писать о нем, потому что все, кажется, ясно. Это фильм о том, что одинаково преступны и виновны в Холокосте не только те, кто его осуществлял непосредственно, участвуя в уничтожении евреев, но и окружающие их "обыкновенные немцы", примеряющие доставшиеся им вещи убитых, орущие на слуг "Одно мое слово мужу, и ты станешь пылью", и знающие, что это - правда. Об обыденности зла, ярко показанной в фильме, наверняка, написано много, я не собирался об этом писать. Как и о звукоряде, на фоне которого проходит обыденная жизнь, не житейские звуки за кадром, а какое-то страшное, еле слышное звучание одной низкой струны, или трубы, как подземный гул. Этот звукоряд получил своего отдельного заслуженного Оскара, тоже писать особенно не о чем. 

Разве что как бы в ответ на речь режиссера можно было бы написать, что да, для меня сильно аукнулся его фильм с идущей войной в Газе тем, как "обыкновенные жители Газы" кинулись в пролом в ограждении и хватали заложников или вещи, и волокли их обратно в свои городские квартиры, как потом либо держали пленников у себя, либо сдавали их Хамасу в тоннели.  Те самые "мирные жители", не члены военной организации, которые ликовали вдоль улиц Газы, по которым везли заложников. Для меня фильм Глейзера о том, что они виновны не меньше, чем убийцы Хамаса. И да, когда наступит время расплаты, возможно, погибнут в бомбардировках ни в чем не повинные маленькие дети начальника Освенцима. И в Газе сейчас гибнут маленькие дети убийц. Это - ужас войны, развязанный их отцами при поддержке их матерей. Это то, о чем говорится в Торе: "...наказывающий вину отцов в детях и в детях детей...".

Но и об этом я не собирался писать, хотя фильм постоянно где-то присутствовал во мне фоном, как его звукоряд. 

И вот пару дней назад читаю у френда на ФБ: Сын драматурга Радзинского, отправляясь в 1982 г. в ссылку, побыл некоторое время на свердловской пересылке, которая считалась одной из самых страшных. Эта пересылка, пишет френд, по-прежнему живет и здравствует в самом центре Екатеринбурга.

Я прекрасно помню эту тюрьму, расположенную напротив Центрального стадиона, потому что жил в пешем ходе от нее. Жил до начала 70х, последние классы школы и 5 лет Университета. Постепенно все больше понимая, что живу в Империи зла. Но живя обычной жизнью молодого оболтуса. То, что Зло было рядом, за стеной, совсем как в фильме, мне ни разу не приходило в голову. 

Неужели, вдруг поразило меня, я был таким же, как персонажи этого фильма? 

Помаявшись пару дней с этой мыслью, все-таки решил, что нет, не был. По пустякам, конечно, но - не участвовал, ненавидел сильно, разговаривал об этом со всеми, кто хотел слушать, и это было более-менее всё, что я мог тогда делать, исключая, конечно, личное знакомство с тюрьмой по соседству.

Bот этими размышлениями, вызванными замечательным фильмом режиссера Глейзера, я решил, можно и поделиться.

No comments: