Popular Posts

Wednesday, May 27, 2009

Ф.Бекон в Нью Йорке. "Тициан, Тинторето, Веронезе" в Бостоне.

Я побывал на двух выставках. Первую ( Веронезе, Тинторето, Тициан) нет смысла рекламировать в Бостоне. Она уже давно была названа Бостонским событием года. Но определенные предубеждения против нее у меня были. Художники относительно долго жили и были очень плодовиты. Я ждал кучи залов с не очень известными работами, и с кучей зрителей перед каждой из них. Так вот, все не так. Картин не много, но это знаменитые картины, а посетителей напротив мало. И даже картины, которые я видел, заиграли для меня здесь совсем по другому. Я помню только факт, что я видел "Данаю" Тициана в Эрмитаже, я пробегал несколько раз мимо ее версии в Прадо, я видел много репродукций. Kаждый раз я удивлялся, почему с ней так носятся, тем более, что у Тициана есть такая великолепная картина на ту же тему "Венера Урбино". Но тут я впервые увидел "Данаю" из Неаполя и просто не мог отойти от нее. То ли потому, что это первая "Даная", то ли потому, что Тициан был на 10 лет моложе, то ли я стал старше, то ли звезды легли, но теперь я уже не удивляюсь, чего это она так знаменита. Так, что, если еще не были, сходите, получите большое удовольствие. Вторая выставка - выставка Франсиса Бекона в Метрополитен. Я и не знал о ней и случайно увидел оъявление, уже будучи в NY. Я бы пошел на нее, даже если бы там было несколько картин, а оказалась удивительно большая и полная выставка. Тем кто знает его работы, не нужны мои рекомендации. Если же это имя для Вас новое, сходите на выставку. Исходя из того, что я видел из живописи второй половины 20 века, Франсис Бекон, на мой вкус, самый яркий и значительный художник этого времени. В отличии от первой выставки, я не упомяну здесь слово "удовольствие” поcле просмотра, но, то, что равнодушным она Вас не оставит, это точно.

8 comments:

Iosif said...

http://www.ibiblio.org/wm/paint/auth/bacon/ - some of his pictures. I never saw anything like this.
Not that it immediately becomes clear, that he is #1 in the 2d half of the 20th century, where Picasso and Chagall and Miro and Pollock, lived and were still active.
Savely's remark forced me to do an interesting exercise: at MOMA's site I listed their paintings of 50's and 70's. I'll add more about it after/if I see the MET exhib.
http://www.metmuseum.org/special/se_event.asp?OccurrenceId={3AF19FEC-F29F-4C13-9544-59FCD426201E} - link to his exhibition at MET

KB said...

I like 'man with a dog'

Saveli said...

Иосиф, конечно многие великие художники, которые были знамениты и раньше, жили и творили после войны. Я же имел в виду поколение художников, которые состоялись уже после войны. И хотя в то время создавались целые новые направления в изобразительном искусствe, Бекон, лично меня, задевает больше, чем Поллок, Ротко или Раушенберг. Я думаю не стоит и говорить, что это не бесспорное мнение.

Iosif said...

Наконец-то и мы посмотрели эту выдающуюся выставку - "Тициан. Тинторетто, Веронезе"
Воспетая Савелием Неаполитанская Даная Тициана оказалась лишь одной из ... не менее 8-9 картин, произведших на меня сильнейшее впечатление.
Вот они в порядке появления:
Тициан - Иисус под крестом (1570), особенно по контрасту с его же ранним "Иисусом под крестом"
Тициан - Венеция, выходящая из моря (1520)
Тициан - Портрет папы Павла III (1543)
Тициан - Ужин в Эмманаусе (1535) На этот сюжет писали все трое, так что особенно хорошо видно, насколько Тициан выше своих соперников.
Тициан - Даная (1544)
Тициан - Венера с органистом и собачкой (1550) - прелесть!
Тициан - Венера и Адонис (1555)
Веронезе - 2 парных портрета. "Мама с дочкой", ставший эмблемой галереи Уфицци, и "Папа с сыном", приехавший из Балтимора. Рядом впервые с тех пор, когда они были в доме этой семьи в середине 16-го века. Портреты очень хороши, но воссоединение семьи, пусть ненадолго, даже лучше.
Тинторетто - 2 автопортрета, в 30 лет и в конце долгой и трудной жизни.
И еще - выходишь с этой выставки, гораздо лучше представляя себе общую картину художественной жизни 16-го века. Тут же и Эль Греко, о котором на выставке - ни слова, но спасибо Савелию, просветил, и как бы гамбургский счет между тремя большими художниками ( а то ходишь, ходишь по скуолам Венеции, пялишься недоуменно в потолок через зеркало, и что? Почему Тинторетто - гений?! А он, оказывается, не гений. Он значительный художник времен Тициана), и замечательные комментарии на стенах.
Основополагающая выставка.

Iosif said...

Мы побывали на выставке Ф.Бэконa.
Я очень огорчен таким глубоким расхождением с Савелием.
Ф.Бэкон не кажется мне художником. Он мне кажется фантомом, порождением критиков, боявшихся пропустить нового Ван Гога, и просто внехудожественных соображений. Не помню другого современного художника, увиденного в большом музее, который произвел бы на меня такое законченное впечатление шарлатана, непрофессионала.
Ни на чем не настаиваю. Ни МЕТ, ни тем более Савелий, не вызывают у меня ни малейшего сомнения в компетентности. Может быть, эта размытость, расслабленность, блеклость красок и общая тошнотворность окажутся направлением искусства 21-го века.
Мне понравилось как он умер: пошел с друзьями в Прадо, несмотря на запрет врачей. Ему было за 80. Там и умер. Вот это красиво!

Lena said...

Нам до выставки Б. далеко, мы можем только читать критику. После заметки Иосифа вчера специально внимательно прочитала статью о Беконе в журнале. Автор, как полагается, обидел Бекона, назвав его карикатуристом экстремальных чувств, с ним Дали, Шиле, а заодно посетителей выставки, что ходят, изумляются, но толком ничего не понимают.
Статья называется в переводе - Бекон - великий художник или просто ветчина?
Из прочитанного я поняла, что, не смотря ни на что, критик ценит ранний период, когда страх, гнев и страсть художника были свежи и правдивы. И что творчество его неотделимо от его бешеной жизни. Даже его лицо - часть его искусства. Сейчас тяжело жить такой жизнью, и есть художники, которые режут свои руки, сами зашивают раны, а потом фотографируют что получится. Вспомнить уместно Микеланджело, может на самом деле он убивал натурщиков. Отдельно Иосифу я хочу написать, что всё красивое уже нарисовали и давно, жалко, конечно

Saveli said...

Я обещал не отделываться общими словами, но начну с них. Что ищем мы в живописи и даже больше, в искусстве? Красоты, гармонии, поразительной техники исполнения, открытия скрытого смысла, необычного видения, ...?
Наверное всего понемножку, но прежде всего колдовства, которое эмоционально захватывает тебя. Иногда это ощушение колдовства посещает тебя у картины, которая раньше не нравилась, а иногда напротив, оно пропадает и ты проходишь равнодушно мимо того, что захватывало раньше. Влияет ли на возникновение этого ощущения критика, общественное мнение, мода. Конечно влияет, но добится этого только самовнушением по-моему невозможно. Так вот у некоторых картин Бекона у меня появляется такое ощущение и в частности у картин, которые Иосиф привел в качестве примера его безпомощности, как художника, особенно если сравнивать с картиной Мунка «Крик». Это несколько картин из серии вариаций на тему картины Веласкеса «Портрет Папы Инокентия Х». Прежде всего не надо сравнивать их с «Криком». У Мунка это вопль жертвы, а здесь это рычание хищника. Меняется лицо, меняется рык (иногда это просто оскал), меняется кресло (иногда это кровать или клетка), но всегда это зверь на троне. Отдельная история, почему используется эта картина, ну да не в этих спекуляциях дело. Просто задержись, может почувствуешь дикость этого зверя и его вечный голод. И еще два слова о Беконе, как личности. Он вел аморальный и опасный образ жизни. Его можно обвинять во многих грехах, но в живописи он шарлотаном не был. Он стал художником в 20 и активно рисовал 15 лет, а в 34 уничтожил все, что нарисовал (чудом сохранилось лищь несколько картин). В 37 реально продалась его первая картина и относительно быстро пришла слава, но стиль и образ его жизни не изменился ни в 34, ни в 37, ни в 45. Говорят, что выйгрыш в казино радовал его больше, чем художественные награды. И после его смерти остались горы набросков и фотографий. Это все не путь шарлотана.

alex said...

Кто будет в Питере в сходите в эрмитаж.
Приехали испанцы...Прадо.
Такое не повториться
Тоже немного пишу о каратнах:
http://ak-one-picture.blogspot.com/