Popular Posts

Sunday, January 27, 2019

«Пикассо и Хохлова»

Пост Т.Бетчер (Москва)
Мне кажется, что далеко не каждый поймёт или догадается, что перед ним две  картины одного художника. Ещё труднее представить, что на них изображена одна и та же женщина.
Портрет Ольги в кресле весна 1919
Большая обнаженная в красном кресле 09.05.1929

Выставка «Пикассо и Хохлова» открылась в Пушкинском в конце ноября. Я не торопилась на неё идти, не ожидая ничего особенно интересного. Как же я ошибалась! Если хочешь понять, в какой степени чувство определяет живописный язык художника, - нужно идти на эту выставку.
Пикассо встретил Ольгу Хохлову в 1917. Она стала его первой женой и умерла его женой в 1955, так и не дав ему развода, несмотря на полный разрыв отношений в 1931. Период любви – неоклассицизм и в графике, и в живописи Пикассо. Отступления редки – скорее проверка на соответствие:
Задумчивая Ольга 1923

Ольгa в шляпе с пером Париж 1920

Женщина в шляпе с плюмажем, сидящая в кресле. 29.11.1919
  Неоклассицизм этого периода перекликается и с современником  Керико , и с предшественником Энгром,  и много ещё с кем в прошлом и будущем, но, главное создаёт ощущение стабильности и уравновешенности внутреннего мира художника. 
Но вот в жизнь Пикассо входит новая страсть, «беззаконная любовь» к юной  Марии Терезии, и мир разрывается в клочья, и сюр захлёстывает холсты. Изменившийся характер отношений с женой, трансформация её образа в восприятии художника диктуют его руке, кисти, взгляду всё более и более жесткие, если не сказать жестокие приёмы и способы выражения чувств на холсте и бумаге. Мне всегда казалось, что сюрреализм не может говорить о добром и желанном. Сюр – это негативизм, отторжение, разрушение. Поздний этап отношений, отражённый в работах 1926-1931 годов, полностью подтверждает   моё восприятие стиля:
Женщина в красном кресле 1929

Женщина со стилетом декабрь 1931

Поцелуй Париж 12.01.1931

Распятие Париж февраль 1930
Выставка представляет множество самых разных фотографий 1910-х-30-х годов, писем О. Хохловой к родным и Пикассо., даже необыкновенный стул из виллы Пикассо и Хохловой и разрисованную художником ширму, но, конечно, главное – необычайное самообнажение  художника в его работах, проживание и изживание своих страстей кистью на холсте, карандашои и углем на бумаге.
Ольга Хохлова 1916


3 comments:

Lena said...

Не в том был грешен, что полюбил малолетку, а в том, что оставил семью без денег. Жалко было: Picasso refused to divide his property evenly with her as required by French law, so Olga stayed legally married to him until her death from cancer in Cannes, France in 1955.
Плохое поведение Писассо повлияло не только на жизнь Ольги Хохловой и ее сына, которых он оставил без содержания, но и на внука Паблито и внучку Марину. Марине досталось все наследство и она начала продавать его с ненавистью. Деньги от продаж идут вьетнамским сиротам, если не ошибаюсь.

Lena said...

Я посмотрела работы Пикассо в хронологическом порядке, видно как он впитывал буквально все, что творилось художниками вокруг него, буквально подхватывал на лету. Ему помогла старая реалистическая школа, которую он прошел в молодости. Художник-виртуоз с жаждой славы и успеха. Одну работу Пикассо я люблю, это портрет юноши с младшим братом на плечах, она висит в Базельском музее. Город выкупил ее у хозяина. Не в пример Тель-Авиву-Бать-Яму, которые потеряли Серова.

Iosif said...

Комментарий ВБ(Indianapolis):
Замечательный пост Т.Бетчер про выставку Пикассо в Москве. Замечу лишь, что "сюрреализм не может говорить о добром и желанном... и т.д." - утверждение сомнительное. Во первых, не уверен, что Пикассо - СЮР. Но это ладно. А вот посмотрите на портреты Мари-Терезы Вальтер (1932) и Француазы Жило ("Женщина-цветок" - 1946) или там же на прелестное трио: Француаза с Клодом и Паолой (1951)