Popular Posts

Monday, September 3, 2018

Graduation (2017), Cristian Mudgi

Посмотрели румынский фильм "Bacalaureat" - "Graduation". Тот же самый режиссёр, что и у фильма "4 months, 3 weeks, and 2 days" - Cristian Mudgi. Отцы и дети; молодые, пытающиеся разобраться со своими чувствами; их родители, пытающиеся вытолкнуть детей на запад из удушливой пост-совковой Румынии; проверка границ порядочности на прочность... Героям веришь, но не хочешь оказаться на их месте. Фильм совсем не детектив, но детективная линия там есть, даже две. И как полагается в (хорошем) детективе, развязка этих линий неожиданна.



3 comments:

Iosif said...

Наконец-то и мы посмотрели. Очень понравился. Спасибо, Арон!
Серьезный разговор о жизни, которой и я жил 40 лет.
На минуту представил себе: сыну, не дай Бог, выпало бы что-то такое. И если не поступит, осенью пойдет в армию. В советскую.
Не увидел никаких "художественных преувеличений" - всё так и было, так и жили. Авиабилеты? Торт "Киевский" на день рождения? К хорошему врачу? Ничего этого не было для человека с улицы.
И не только об этом фильм. Отцы и дети - эти отношения показаны "с большой художественной силой", и тоже не увидел ни малейшей фальши. И что "надо уезжать"...
Финал, по-моему, вообще гениальный. Жаль, что нельзя о нем поговорить, вдруг кто-то не смотрел.
У меня есть мои обычные претензии к таким бытовым фильмам: как-то много всего валится на голову героя. Не просто любовница, но еще и ее беременность (?), и его мама, и еще, и еще. Но этот блог давно объяснил мне, что в жизни бывает покруче, чем в любом кино. И детективная линия, на мой взгляд, проводится с излишним драматизмом (ночные поиски в кустах неизвестно чего под очень тревожную музыку, его внезапные слезы). Мне кажется, фильм был бы достаточно драматичен без этих подпорок.
Но это действительно мелочи по сравнению с правдой, которая так сильно присутствует в фильме.


Vitya said...

На мой взгляд, фильм не о конкретных поступках конкретного человека Ромео, и не о психологии конкретной девушки Элизы. Фотографический реализм давно устарел, и Драйзера читать откровенно скучно. Я не буду сейчас подробно писать о том, что я ощутил после просмотра этого фильма - я пока только частично могу выразить в словах свои нечеткие ощущения. Скажу только следующее: а) фильм о том, что наши поступки и мироощущение неразделимо взаимосвязаны; в этом отношении фильм - отголосок Макбета, где одно преступление тянет за собой другое, несмотря на все твои хорошие намерения, а потом, сколько бы ты ни отмывал руки, кровь останется. б) Ромео искренне считал себя честным человеком и идеалистом - но только до того как к нему пришло не просто одно ипытание на порядочность и верность идеалам, а целая серия последовательных испытаний, которые он все провалил. Напоминает притчу Иисуса о богатом юноше, который к нему пришел и (в моем пересказе) сказал: Учитель, я хороший человек, всегда поступаю честно, помогаю бедным, служу Богу, но я хотел бы стать еще лучше. На что Иисус сказал ему: все хорошо, ты праведник, иди с миром. Нет, сказал юноша, этого мне мало, что еще я могу сделать? Раздай свое имущество бедным и следуй за мной. Юноша опечалился и отступил - он был богат, и ему было жаль своего богатства. На что Иисус сказал - Да, трудно богатым попасть в Царствие Небесное, проще верблюду пройти через иголочное ушко. Другими словами, Иисус показал и юноше и своим ученикам внутреннее лицемерие юноши, которое он сам в себе не подозревал. А не так ли у всех нас? Так что, временами фильм взлетает на Шекспировскую высоту. При этом фильм специально сделан в манере некрасоты, обыденности, полного отсутствия мелодрамы, чтобы все было некрасивой глубокой художественной правдой. Многие вещи в фильме специально сделаны так, чтобы оставлось неоднозначность, и чтобы уйти от фотографического реализма, и чтобы не отвлекать внимание от главного, и чтобы создать ощущение, которое у нас всех есть от нашей дейсвительности - зыбкость, непонятность и неопределенность: в Ромео стреляли или нет? Элиза бросит своего трусливого бойфренда или нет? Камни в окна - это против Ромео или просто игра хулиганов? И т д. Фильм, вместе с тем оптимистический: Элиза (следующее поколение) уже не пойдет на компромиссы с совестью, по крайней мере, в меньшей степени чем Ромео. С такими людьми, у Румынии может быть будущее.

Iosif said...

Комментарий Натана:

Так как провел два вечера с этим фильмом, то позволю себе добавить свои сколько-то центов.
1) (первый цент) - играют вполне прилично. Ничего не резануло
2) Хотя быт и проблемы сильно напоминают нашу первую жизнь, есть одно существенное различие - никто не улыбается. У нас на улице тоже никто не улыбался - я не об этом. Но они друг с другом такие же нудно-несчастные. Ну конечно жалко их, а Ромео особенно, да впрочем всех остальных тоже особенно - ну все ужасно, но и его все три Джульетты ни разу за весь фильм не улыбнулись, кроме последнего кадра. Кроме, пожалуй дочкиного придурка, но о нем даже и сказать-то нечего....
3)Система воспроизводит себя и поедает своих детей - дочка идеалистична точно также, как были они, пока не столкнулись с реальной жизнью, и он это понимает - выхода нет. Мать идеалистична, потому что она не принимает никаких решений, кроме самого конца, когда начинается какой-то детский лепет про жизнь в Англии на деньги со сдачи квартиры в румынской Тьмутаракани.
4) (четвертый цент - до 5 не дотянул). Мое личное впечатление - мог и не смотреть.....