Popular Posts

Sunday, September 30, 2018

Лето (2018) К. Серебренников


Т.Бетчер (Москва):

Когда лето закончилось, я, преодолев трехмесячное внутреннее сопротивление, решила посмотреть это «Лето» и … как же здорово, что я его посмотрела! И как я благодарна лично Кириллу Серебренникову, что он снял этот фильм, а его команда завершила работу и представила фильм в Каннах, когда Серебренников уже более полугода как сидел под домашним арестом!
Для меня этот фильм замыкает своеобразную трилогию «творец и его время»: «Хармс» - «Довлатов» и вот «Лето» (Майк Науменко, В. Цой, Б. Гребенщиков – ранний русский рок). 30-ые -70-ые-80-ые. Если в первых двух фильмах главное – абсурд, выморочность  и непроглядно серая скука советской эпохи, а творец вязнет в этом, как муха в паутине, то Серебренников рассказал про энергию разрыва и прорыва этой паутины. Все фильмы сделаны с тщательнейшим вниманием к предметному миру времени, скрупулезнейше  воссозданы костюмы и интерьеры, кастрюли и керосинки, этикетки на бутылках и обшарпанность лестниц, но в первых двух – это всё та же паутина, а у Серебренникова – та почва, тот сор, из которого вырастает воля к свободному самовыражению. В первых двух героев не устраивает всё вокруг, но чего они хотят, что могут, они понимают смутно, а то и не понимают, спутанные по рукам и ногам страхом, запретами, цензурой. Герои Серебренникова знают, чего хотят и делают то, что хотят, мало заботясь о том, чтобы нравиться власти. Это фильм об идеализме молодости, о её энергии и созидательной силе, о вере в себя и в любовь, о товариществе и сотворчестве, о невозвратно ушедшей эпохе раннего русского рока, не знающего товарно-денежных отношений и хапужной корысти.
К. Серебренников сразу отказался от претензий на документальность и биографичность, это не байопик  и не мемуары, это его чувствование, ощущение и понимание начала 80-х и, по-моему, очень точное. В фильме органично и органичны всё и все.  За саундтрек фильм получил специальный приз в Каннах. Думаю, не только как знак солидарности с режиссёром. Замечательная операторская работа В. Опельянца  ( «Довлатова» тоже он снимал) погрузила меня в мир 80-х, такой узнаваемы, такой памятный, такой скудный и всё равно замечательный, потому что это время нашей молодости. Вообще контраст между скудостью материальной жизни и интенсивностью творческого поиска  - важнейшая линия в фильме и, возможно, вызов сегодняшней молодёжи, слишком озабоченной материальным благополучием.
Несколько дней назад вышел документальный фильм «После лета», видимо, задуманный авторами как послесловие. А я бы его показывала перед «Летом». Но в любом случае его тоже стоит посмотреть.


No comments: