Popular Posts

Thursday, April 4, 2013

L'amour (2012). M. Haneke

Посмотрели этот фильм довольно давно. И если бы не недавний линк (*) (спасибо, Марина!), я не стал бы писать о нем сейчас. Слишком сложные эмоции он у меня вызвал.
В очередной раз я подумал тогда, что кино часто излишне драматизирует жизнь, что Ханеке снова, как и в фильме Cache (Март, 2010), решает, достаточно необоснованно, что в его фильме не хватает "остроты", "катарсиса", и добавляет в финале неожданное разрезание горла или удушение подушкой.
Но раз уж жизнь так близко повторила сюжет фильма, не зная о нем, я хочу вот о чем подумать вслух:
Да, неправильно говорить, что фильм слишком тяжелый, слишком драматизирует жизнь. Жизнь тут же покажет (и, не дай Бог, тебе лично), что ничего такого особенного, чего не бывает в жизни, фильм не придумал.
Но "жил, жил человек и умер" - тоже не предмет искусства. Как жил и как и почему умер - вот что хочется понимать. А когда герой после изумительно показанной жизни совершенно неожиданно для меня, зрителя, душит жену подушкой, с явным рассчетом (как и в Cache), что я вздрогну от неожиданности и ужаса, я считаю это слабостью режиссера, уступкой китчу. В жизни все-таки китча не было и в помине.
* http://abcnews.go.com/US/wireStory/man-86-probation-ariz-mercy-killing-18844899

4 comments:

Vitya said...

L'amour (2012). M. Haneke
Постепенно осознал то что я долго ощущал но не мог выразить в словах как несогласие с несколькими людьми, включая тех что на блоге, что "удушение подушкой [слабость] режиссера, [уступка] китчу. В жизни все-таки китча не было и в помине". Такой взгляд, по моему ощущению, игнорирует поэзию фильма, которая присутствует там и во многом затмевает его документально-достоверное развитие событий. В некоторой, оторванной от реальности поэтике фильма, удушение подушкой (как и голуби) это катарсис, один из центральных моментов фильма (и то что мы воспринимаем не мыслями, а как нечто глубокое, как-бы во сне, когда мы обомлели, и на нас снизошло revelation): любовь Georges доходит до того чтобы любым способом избавить Anne от indignity, так же как любовь Anne ведет ее к отказу от пищи чтобы умереть и избавить Georges от себя. И эти любви передаются не в событиях, а в наших ощущениях. (В другом его фильме The piano teacher, Erika сидит к нам спиной . Ничего вроде бы не происходит, но нас охватывает ужас - ее спина очень выразительна, сейчас произойдет непоправимое - ощущения воздействуют гораздо сильнее чем фотографический реализм). В самом главном, поэтическом плане, я ощущал сцену удушения как главную правду, без единой ноты фальши, точно так же как Eva с одной стороны любит родителей и хочет им помочь, но одновременно с другой - чужой, посторонний человек (хотя сама это не подозревает, как и то что смерть родителей она ощущает как что-то что не так уж плохо, тем более что это решает ее финансовые проблемы как и прекращает ее моральную ответственность перед родителями). Последнее - этот дуализм - очень глубокое наблюдение, которое тоже в четвертом измерении, вне видения этого фильма только в рамках реализма

Lena said...

Согласна с этим комментарием, искусство это одно, а жизнь совсем другое. Поэтому люди,пережившие в какой-то мере ситуацию L'amour могут воспринять этот фильм как-то неправильно. Мы не смогли его досмотреть.

Luba Alperovich said...

Я больше согласна с Витей чем с Иосифом, мы с ним об этом долго говорили, но, для меня переживание подобной ситуации только добавило к острате переживания и сочувствия к ним обоим.



Luba

Lyonya said...

Совершенно непонятно, почему убийство подушкой в этом фильме - это кич, а подлинная история, прозвучавшая в суде:
"Sanders then got his revolver and wrapped a towel around it so the bullet wouldn't go into the kitchen. "She says, 'Is this going to hurt?' and I said, 'You won't feel a thing,'" he said. "She was saying, 'Do it. Do it. Do it.' "
- это не китч.
Мне кажется ровно наоборот. Если бы эта сцена была воспроизведена в фильме - вот такая сцена была бы в ущерб картине - на мой вкус. Сцена с подушкой вполне подготовлена и снята сдержанно, даже суховaтo. На тот же самый вкус, кстати, и цветы, и пожар - дань ненужным красивостям, без которых фильм бы только выиграл. Но возможно не получил бы весь этот шлейф наград.