Popular Posts

Friday, February 16, 2018

ВСТРЕТИЛИСЬ НА ВОЛХОНКЕ ПЕРЕДВИЖНИКИ С ИМПРЕССИОНИСТАМИ...


Пост Татьяны Бетчер, Москва: 
Российские и особенно московские музеи зажили новой жизнью. Стремительность происходящих во всех областях жизни изменений заставила их переосмыслить свою миссию и по-новому сформулировать цели и задачи деятельности, и, как следствие, искать новые пути взаимодействия с аудиторией. В частности, стало ясно: недостаточно просто экспонировать то, что есть, пусть и во всех отношениях замечательное, а нужно менять угол зрения, показывать в новых ракурсах и создавать новые точки пересечения.
Такими неожиданными пересечениями стали рядом висящие «Девушки в черном» Ренуара и «Курсистка» Ярошенко, «Прогулка заключённых» Ван Гога и «Перед исповедью» Репина, « Мороз в Лувесьенне» Сислея  и «Октябрь. Домотканова» Серова, графические  «Дама у окна» Тулуз-Лотрека и «Портрет Элеоноры Дузе» Репина.  Портрет Жанны Самари оказался обрамлённым «Сибирской красавицей» Сурикова и «Портретом хористки» Коровина, и все три волнующе прекрасны и очень тонко подчеркивают своеобразие каждого полотна.
Выставка в ГМИИ им. Пушкина «Передвижники и импрессионисты. На пути в ХХ век» (куратор И.А. Антонова) призвана вписать живопись передвижников в европейский художественный процесс второй половины 19 века, определить их место и особенности в контексте, прежде всего, французской живописи этого времени. Конечно, процесс шел однонаправленно: русские французов знали, видели, изучали, подражали, а французы о русских практически не ведали. И всё равно это сближение во многом оказывается неожиданным, чрезвычайно интересным и заставляющим посвежевшим, словно промытым глазом, взглянуть на хрестоматийные работы русских художников, с детства впечатанные в память блёклыми репродукциями школьных  учебников.
В своё время один из крупнейший советских историков  искусства Н. А. Дмитриева (1917–2003) в статье «Передвижники и импрессионисты» размышляла о формировании во Франции и в России поколения художников с разным мировоззрением и мироощущением, но воодушевленных борьбой с академизмом и различными путями пришедших к решению схожих задач. Именно эта мысль стала идейной основой подготовленной экспозиции, в которую вошло около 80 работ из разных музеев страны.
Я думаю, что взгляд на правомерность целого ряда сопоставлений и подсказываемых развеской полотен параллелей может быть оспорен и вообще спорен, но я благодарна выставке за заново увиденного Репина, открывшегося совершенно неожиданно в «Даме, опирающейся на стул», да ещё рядом с «Завтраком на траве» К. Моне, за «Сумерки. Стога» Левитана рядом с «Равнина у горы Св. Виктории. Вид со стороны Валькро» Сезанна, за «Мальчиков» Серова рядом с «Семьёй циркачей» Пикассо.






No comments: