Popular Posts

Sunday, February 11, 2018

МОДЕРНИЗМ БЕЗ МАНИФЕСТА. ЧАСТЬ 2. ЛЕНИНГРАД.

Пост Татьяны Бетчер из Москвы:
Вторую часть выставки «Из собрания Р. Бабичева. Ленинград» на афише представляют «Две крестьянки», написанные  совершенно мне до этого дня  неизвестным Эдуардом Криммером в 1929-1932 годах. Тем, для кого эти даты «говорящие», считать послание художника не составит труда. Но и тех, кто плохо представляет себе историю России 20 века, вряд ли обманут яркие цветовые пятна в крестьянских силуэтах и сыто желтеющая нива. И не только темные овалы вместо лиц и общая отсылка к «Крестьянам» Малевича, но и будто сломанная над этой же нивой «Жница» тоже Э. Криммера заставляют не верить в жизнерадостную благодать многоцветия отраженной реальности.
Вообще, ленинградская часть коллекции Р. Бабичева – сплошной контраст, ощутимое напряжение разрыва между мечтой и реальностью в работах одних и тех же художников. Например, «На пляж!» А Русакова, 1930 и его же «Портрет художника Н. Емельянова в полушубке», 1931. И это контраст не времен года, не жары и холода, не залитого  солнцем дня и ленинградского тумана – это контраст самоощущения человека в этом мире, уместности и неуместности в нём.
Или работы Татьяны Купервассер: «Религия – опиум для народа», конец 20-х, и тогда же написанный городской пейзаж «Автомобиль перед домом». Как будто автор изобразил явную и тайную стороны одного дня, одного сознания, два состояния человеческой души – явленный нерассуждающий оптимизм и тайный, все обесценивающий страх.  А пейзаж В. Теляковского «Ленинград. Ночь», 1925 может быть иллюстрацией мандельштамовского
Ты вернулся сюда, так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей…
Хотя пейзаж летний, но желток и дёготь – слишком резкий, слишком тревожный контраст.

Но конечно, выставка интересна не только тем, насколько многогранно и полно отразилось время в работах художников, но и открытием новых для многих имен. Например, Лев Бродаты. Его картина «Телеграмма», 1930 г настолько психологически реалистична, настолько изобразительно выразительна, что забыть её уже невозможно.
Ленинградско-петербургский пейзаж - всегда особый сюжет, и в собрании Бабичева он разворачивается в работах неизвестных мне авторов Н. Емельянова, Н. Лапшина, В. Гринберга. Лаконичны и в то же время завораживающе точны по настроению и колориту ленинградские пейзажи Александра Ведерникова и Александра Русакова. В. Гринберг представлен и как  портретист со своим пониманием индивидуальности портрета, и как автор жанровых сцен. Вообще Р. Бабичев старается дать нам возможно полное представление о творчестве открытого им художника, и в этом особая ценность коллекции.
Выставку украшают светящиеся картины Н. Тырсы, тончайшие женские портреты В. Лебедева, его же акварели и  иллюстрации к детгизовским изданиям Маршака. Особый раздел – графика и ленинградский эстамп.
Каждый раздел выставки содержательно прокомментирован Н. Плунгян и А. Струковой. 
За это - отдельное спасибо организаторам выставки! 







No comments: