Popular Posts

Monday, July 3, 2017

Botticelli and the Search for the Divine. MFA

9-го июля заканчивается выставка Ботичелли в MFA. Музей утверждает, что это самая большая и значительная выставка Ботичелли, когда-либо организованная в США.
Ботичелли не принадлежит к моим любимым мастерам Возрождения. В художественно скудной юности я любил его гораздо больше, но с тех пор, особенно, побывав во Флоренции, он стал мне менее нужен. Его фантастическое техническое мастерство оказалось не уникальным, "одиночество в толпе" и непреходящая меланхолия его персонажей перестали вызывать жгучий интерес
Но это все равно - Высокое Возрождение. В его картинах (до определенного периода!) все равно "воздух, воздух, воздух" (Ю.Мориц) и свет, по которому я узнаю Высокое Возрождение.
Поэтому мне очень понравилась эта выставка.
На ней есть несколько картин Филиппо Липпи, учителя Ботичелли. В них нет неба и закатных красок, нет ощущения, что мир за рамками происходящего на переднем плане картины бесконечен, но есть что-то не менее для меня важное - психологизм, человеческие, а не символические лицa, жесты и позы.  Ребенок прижимается щекой к щеке грустной мамы, и у меня, знающего, что произойдет с ребенком, слезы наворачиваются.
Странно, конечно, что пост о выставке Ботичелли иллюстрируется работой Липпи, но остальные работы более-менее не выделяются из того, что я знал до этого. Они замечательны и, конечно, стоят того, чтобы их увидеть (опять или впервые).
А что я не знал, так это что случилось с Ботичелли и его творчеством в начале 90-х. А случилось, точнее, случился Савонарола, монах, переведенный (по просьбе Лоренцо Медичи Великолепного!) во Флоренцию в начале 90-х, сделавший себе имя яростными апокалиптическими проповедями, завоеваший невероятную популярность во Флоренции призывами к равенству, к уничтожению всего, что отвлекает от религии ("языческого" искусства, "сомнительных" книг, зеркал, косметики) и организовавшего публичное сожжение этих предметов. Ботичелли был среди тех художников, кто искренне прониклись идеями Савонаролы, и сами принесли свои картины на сожжение. Ну как не вспомнить "И вас, кто меня уничтожит, встречаю приветственным гимном!" (В.Брюсов)? Масштаб таланта разный, но стремление к самоуничтожению одно и то же. И Ботичелли, писавший по заказам Лоренцо Медичи, исчез, а тот, что появился, стал другим художником. Савонаролу сожгли в 1498 году. Ботичелли умер в 1510 году. Ничего, из того, что он написал за это время, я не могу видеть.
Случившееся изменение хорошо видно на выставке.
Я знаю, что некоторые несогласны со мной в оценке позднего Ботичелли. Было бы интересно прочитать и их мнение.

No comments: