Popular Posts

Friday, July 8, 2016

Nudes from the Prado - Exhibition at the Clark Art Institute


Побывали на замечательной выставке с необычной темой - Обнаженные из Прадо.
Оказывается, во время Инквизиции в Испании нельзя было не только рисовать обнаженные человеческие фигуры, но и смотреть на их изображения другими.
Ясно, что так жить нельзя, особенно, если ты - король Испании!
И короли Испании, начиная с Филиппа II  (1527-1598), стали собирать картины обнаженных женщин и мужчин, размещая заказы по всей Европе. К концу 17 века в их коллекции, которую они прятали от глаз Инквизиции в охотничьих домах и "дворцах уединения", насчитывалось более 5000 картин, "most of them - nudes".
На этой выставке есть совершенно замечательный шедевр Тициана - "Венера с органистом и Купидом", его же портрет юного Филиппа II, и портрет старого Филиппа IV, написанный Веласкесом.
Про Венеру скажу только то, что услышал по аудиогиду: Тициан с учениками написали много вариантов этой картины, потому что она охотно раскупалась. Для полного наслаждения любовью, говорит нам картина, нужнo чтобы звучала музыка (хотя органист явно отвлекся и совсем не играет), чтобы был ветер и запах деревьев  (поэтому окно открыто в парк настежь), и чтобы кожа женщины была необыкновенно приятной на ощупь. Все это в картине есть в избытке. И темно-красный занавес, добавлю от себя, совсем не лишний на этом празднике жизни.
Есть несколько больших картин Рубенса, и я еще раз убедился, что я ему - не поклонник. Но то, что я узнал о нем на этой выставке мне показалось очень интересным. Веласкес, который был не только придворным художником Филиппа IV, но и  выбирал в Европе картины для его "секретной" коллекции, закупил 60(!) картин Рубенса. Пусть поправят меня специалисты, но ни одного Рембрандта Веласкес не купил! Боялся соперничества! Рубенса не боялся, а Рембрандта боялся! Понимал разницу! (Гугл говорит, что на весь Прадо - один Рембрандт 1632 года, Бог знает как попавший туда в 1768 году).
И второе: зрелый, признанный, обласканный дворами Европы Рубенс прибыл в Мадрид в 1628 году, пробыл там 8 месяцев и скопировал за это время 50 работ Тициана! С одной стороны - учился. С другой стороны - делал изменения в цвете или деталях. Словом, как сказал аудиогид, вступил в диалог. Потому что только великий может вступить в диалог с великим!
Пример такой копии был на выставке - "Похищение Европы". Аудиогид приводит и оригинал Тициана, находящийся сейчас в Бостоне, в музее Гарднер, - на мой взгляд, пусть поправят меня специалисты, один к одному. Очень тщательно срисовано. В этой картине, как и во многих картинах на эту тему, самое интересное - это морда быка. Какое выражение лица быка у Тициана (и Рубенса)! "Вот такой я хороший и удачный! Вот решил и утащил! Сама же и залезла!" Ужасно напоминает - не скажу кого! Одного предполагаемого кандидата. А, например, у замечательного художника Миши Брусиловского лицо быка вообще страдающее - он уже не понимает, зачем ему эта стерва понадобилась. Тащи ее теперь!
Огромное впечатление на меня произвела картина художника, которого я раньше не знал. Франческо Фурини (1603-1646), флорентийский художник, вполне известный (картины в Эрмитаже, Лувру достались только рисунки). Картина называется "Лот и его дочери" и рассказывает о соблазнении Лота его дочерьми. Эту картину надо видеть, потому что в иллюстрации невозможно передать, как мерцают обнаженные тела дочерей на густом темно-синем фоне. Да и ошеломленное лицо Лота, и красная ленточка, вплетенная в волосы одной из дочерей, на иллюстрации смотрятся совсем по-другому.
В заключение - на выставке кроме Рубенса есть еще несколько голландцев. Это совсем никакие картины, даже смешно. Узнав о халтуре, весь нидерландский Союз художников встал на вахту и стоял лет 100 как минимум. Все стали рисовать что-нибудь эдакое, на спецзаказ. Организовались артели - один писал пейзаж, а другой - обнаженных фей, по нему порхающих. И то, что пейзаж писал Брейгель-старший, не сильно повышало уровень работы. Впрочем, для заказчика пейзаж был вообще формальностью.
Вот такую в Беркширы привезли выставку. Она стоит поездки.

No comments: