Popular Posts

Monday, March 21, 2016

Joshua Bell. Tchaykovsky, Violin Concerto and other music

Побывали вчера на интересном концерте.
Joshua Bell солировал и дирижировал оркестром Academy of St Martin in the Fields.
Это была моя первая встреча с Беллом. Ни в Индианаполисе, откуда он родом, и где он вырос в скрипача мирового класса, ни в Бостоне, ни даже на вокзале в Вашингтоне, https://www.youtube.com/watch?v=3xqK1wxJ-w0  где я, правда, бываю нечасто, мы с ним ни разу не пересекались. И вот, в конце концов.

Вначале исполнялась Первая симфония Прокофьева. Я даже не понял, что первая скрипка и есть Белл, а все ждал, что он появится в роли дирижера. Но дирижера не было. Белл, правда, помахивал иногда смычком со своего места первой скрипки, не вставая, нечасто, потому что был занят своей партией. Ну что ж, подумал я. Небольшая вещь, оркестр хорошо натренирован, может, дирижер действительно не обязателен. Кстати, после Капилоу (блог 10 марта 2016) мне было интересно попытаться опеределить, что нового внес Прокофьев своей Первой симфонией, названной им "Классической" и впервые исполненной в Петрограде в 1918 году. Не определил. И, судя по заметкам к этой симфонии, где о ней говорится как о "дьявольски замаскированно новаторской", это для меня "следующий уровень" в понимании музыки. В общем, короткая, совершенно неотличимая (мной) от Гайдна симфония закончилась, и начался Концерт Чайковского для скрипки с оркестром.
Это было совершенно уникальное переживание. Для меня этот Концерт - очень русская музыка. И он играл его очень по-русски, привольно, широко, певуче. Неожиданными для меня оказались каденции. Не только в том дело, что они были за гранью мыслимого звучания скрипки, так высоко, что смычку никакого места на струнах уже не было. В этих каденциях появились еврейские переливы, и все вместе было просто невыносимо прекрасно. Поэтому, когда первая часть кончилась, я, вообще-то знающий этот концерт, захлопал, и я был не первый, кто захлопал, и я был не первый, кто встал и хлопал стоя. Это Бостон, Карл. Здесь хлопают, когда не могут не хлопать, а не когда полагается. Хотя, по правде, это был первый раз в жизни, когда я хлопал посередине музыкального произведения.
После перерыва был очень красивый, напевный Шуберт, где Белл опять солировал. После чего исполнили Восьмую симфонию Бетховена. Тут отсутствие дирижера было для меня большой неожиданностью. Белл опять занял место первой скрипки. Работы у него там, прямо скажем, хватало, смычком он помахивал совсем редко, но оркестр, похоже, и в этих редких помахиваниях совершенно не нуждался. Загадочная, все-таки, работа у дирижера! И смешное объяснение этой работы  (https://www.youtube.com/embed/xUdjlx5CQIk?autoplay=1 спасибо, Марина К., за линк), дирижером, с которым, кстати (!), Белл впервые выступил как солист в возрасте 12 лет, возможно, не так далеко от правды.
Ну вот. Пока писал этот пост, почитал Википедию о Белле и послушал одно его интервью. Его мама - еврейка, чей папа - из Израиля, а мама - из Белорусии. И он, вообще-то, не возражает, чтобы его выступления прерывались аплодисментами в перерывах между частями. Большой симпатяга!

1 comment:

Iosif said...

От Тани из Москвы:
очень интересный пост.

Оказывается, этот скрипач не раз бывал в Москве, последний раз в декабре 2014 года. Буду иметь в виду.

В вот какова программа абонементного концерта, на который пойду в четверг:

Академический симфонический оркестр Московской филармонии
Дирижер – Юрий Симонов
Сергей Ролдугин (виолончель)
В ПРОГРАММЕ:
Барбер
Адажио для струнных
Блох
«Шеломо» – еврейская рапсодия для виолончели с оркестром
Брух
«Кол Нидрей» – адажио на еврейские мелодии для виолончели с оркестром
Малер
Симфония № 5
Вот такой вечер еврейской музыки.

Ты знаешь. на меня огромное впечатление произвела книга Дормана "Нота" - Жизнь Pудольфа Баршая. Это записанный О.Дорманом рассказ Баршая от первого лица. И это не просто изложение линии жизни, а удивительные размышления о музыке, об ответственности музыканта, о дирижерской профессии, о взаимоотношениях музыканта с современностью (потрясающие страницы посвящены Шостаковичу), о судьбах неоконченных произведений (Бах, Малер). Это я к тому, что ты задумался о роли дирижера в оркестровом исполнении. Книга просто удивительная! Посмотрела: её можно скачать в интернете.

Ещё раз спасибо за пост!