Popular Posts

Tuesday, June 9, 2015

"Под электрическими облаками" А Герман-мл. (2015)

Прислано из Москвы:

Дважды посмотрела фильм А Германа-младшего "Под электрическими облаками" Первый раз вышла из зала растерянной и обескураженной, с чувством, что общее ощущение времени передано очень точно, но герои прошли мимо сознания, как по касательной.  Второй просмотр дал возможность почувствовать героев. Хорошо бы поговорить об этом фильме, безусловно, очень ёмком и глубоком. Вот несколько отзывов о фильме:
http://echo.msk.ru/blog/agermanml/1563914-echo/

2 comments:

Saveli said...

Я посмотрел фильм «Под электрическими облаками». Можно только поражаться пророческому дару художника, который несколько лет назад предвидел войну на Украине и нынешнее ощущение близости большой войны. Работа над «Трудно быть Богом» явно не прошла даром, и фильм сделан в стилистике Германа-старшего, что, по крайней мере меня, никак не напрягало, так как мне нравится этот стиль, и к тому же кому, как не Герману- младшему, следовать стилю Германа-старшего.
Однако, как мне кажется, эта стилистика не предполагает такой сложной конструкции и такого обилия символов, намеков и метафор, как в этом фильме. Наверное, я не ошибаюсь, видя в недостроенном чудесном небоскребе, на каждом этаже которого идет жизнь разных типов «лишних» людей, отражение неудачной попытки построения города-мечты. Но сооружение необычайного небоскреба среди запустения, грязи и бездорожья и в самом деле выглядит бессмысленной тратой денег. Быть может, и эта идея входит в ряд символов картины, но тогда странной выглядит оптимистическая нота в последней новелле фильма, где умная и решительная дочь олигарха начинает достраивать здание, причем в его первоначальном варианте, без шпиля и купола, а в конце уходит вдаль, держа за руку сбежавшую из плена очаровательную девочку.
Конечно, моя заметка -это только взгляд из-за океана. Надо жить в России, чтобы верно оценить главную задачу фильма - быть созвучным сегодняшнему состоянию и чувствам страны.

Iosif said...

Таня из Москвы:
Мне кажется, что Алексей Герман-младший всё-таки не тень старшего и не его эпигон, а совершенно сформировавшийся яркий кинорежиссёр, со своей человеческой и художественной позицией. Его чрезвычайно интересные и совершенно самобытные фильмы "Garpastum" и "Бумажный солдат" уже давно это продемонстрировали. Было бы странно, если бы в его работе мы не находили следов отцовского художественного почерка, но это всё равно, как считать, что если течёт с потолка вода, то это подражание Тарковскому, а если кружащаяся камера, то подражает Калатозову.
Конечно, Герман-мл. вобрал лучшее из опыта отечественного кино, но, главное, как мне кажется, это его предельно точное ощущение тональности нашего времени, понимание вектора общественного развития и умение найти адекватные приёмы и способы художественного выражения этого ощущения и понимания. Конечно, в "Электрических облаках" много символики и метафор, но и фильм очень многослойный. По сути, каждая новелла- законченная мысль о том или ином социальном явлении, процессе, социальном типе, а всё вместе складывается чуть ли не в эпическую картину жизни современной России. При этом многократные и неоднозначные пересечения героев разных новел в общей ткани фильма создают его не только социальный, но и философский объём. Мне кажется, что, если через год его пересмотреть, то новый просмотр только ещё раз подтвердит точность художнического понимания происходящего. А в контексте истории России финал фильма - всё та же сказка о "таинственной русской душе".
Да, вот ещё что: такие небоскрёбы сейчас построены во всех областных центрах России. Хотя бы по одному, но обязательно не ниже 45-50 этажей, чтобы видны были ото всюду. Особенно эти видения поражают в приволжских городах - Самаре, Саратове, Астрахани, где тротуары 19 века и трухлявая городская застройка тех же времён до сих пор реальность, а не прошлое. Помните, построенный в конце 70-х 25-этажный небоскреб в Свердловске тут же обозвали "член КПСС", а эти, видимо, "члены Единой России". Так что с этим символом тоже не всё так просто.