Popular Posts

Monday, February 2, 2015

Boyhood (2014). Richard Linklater

Когда я услышал от брата, что за этот фильм режиссер Richard Linklater (трилогия "Перед": "Перед восходом", "Перед закатом", "Перед полуночью") был назван Американским обществом кинокритиков лучшим режиссером 2014-го года, я стал с нетерпением ждать удобного вечера, чтобы посмотреть его. Мне очень нравится эта трилогия (отзыв 24 июля 2013), и идея показать взросление мальчика с 6 до 18 лет, снимая фильм с теми же актерами на протяжении 12 лет, показалась очень интересной.
Тем сильнее было разочарование.
То есть настолько оно было сильно, что прервавшись через полтора часа (фильм идет больше 2.5 часов, а мог вполне идти и все 5), мне было неочевидно, хочу ли я досматривать оставшийся час. Но - досмотрел, и ничего не произошло. Фильм продолжился и кончился точно так же, как и начался, мирно, спокойно, тихо.
Об этом фильме можно рассказывать, не опасаясь, что выдашь какой-нибудь сюжетный ход или раскроешь финал, потому что нет ни сюжетных ходов, ни финала. Нам показывают 12 лет жизни одной неудачливой семьи. Жизнь семьи не показана глазами растущего мальчика или глазами его родителей. Она показана так, как будто камера была поставлена на автомат, потом материал отредактирован, причем мало-мальски драматические моменты, которые есть в каждой жизни, выброшены. В этом проявилась позиция режиссера. Правда, много внимания почему-то уделено некоему профессору колледжа, одному из многочисленных спутников жизни матери мальчика, который оказался буйным алкоголиком. Это был единственный напряженный момент фильма.
Режиссер в интервью говорил, что в его фильме нет правых и виноватых.
Меня же фильм удивил своей назидательностью, прямолинейностью.
Давно уже я не видел фильма, где в финале в форме наставлений отца сыну зрителю даются рецепты правильной семейной жизни, чтобы стало понятно, почему не сложилась жизнь этой семьи, и что надо было сделать, чтобы она сложилась.
А сцена с "предвыборной агитацией", в которой противник Обамы не просто "плохой" - он ужасный! А вся линия новой семьи отца - сколько здесь назидательных стереотипов!

При этом, фильм встречен с редким единодушным одобрением критиками и зрителями. Зрители говорят, что фильм - про них. Что он попал в десятку, изображая их жизнь, и ставят ему 10 из 10. Критики говорят, что режиссер удивительно угадал в шестилетнем ребенке будущего замечательного актера, что Ethan Hawke (отец мальчика) играет свои лучшие роли только в фильмах этого режиссера, и что реализм этого фильма станет новой точкой отсчета в кинематографе.
Мне будет жалко, если в своем прогнозе они окажутся правы.

2 comments:

KB said...

I have not watched this, but from the reviews I got the feeling that this is an American film with the capital A, made for internal consumption. So I semi-deliberately decided not to watch it.

Marianna said...

Мне фильм Boyhood очень понравился. Я это пишу только для тех, кто колеблется, стоит ли его смотреть. Конечно, есть риск что он вам, как и Иосифу, будет совершенно не интересен, но с другой стороны, а вдруг он окажется вам так же близок, как мне? Моему сыну Яше, сверстнику героя, фильм понравился так сильно, что он ходил в кинотеатр дважды - совсем для него нехарактерный поступок. Интересно, что на вопрос "О чём фильм" мы дали очень рзные ответы. Я сказала, что фильм о том, как трудно быть ребенком, как трудно взрослеть, как подросток пробивается через колючки, торчащие во все стороны из жизни взрослых. А Яша скзал, что фильм о том, как мальчик отрывается от матери и становится "отдельным" человеком.