Popular Posts

Monday, August 5, 2013

Fill the void

Пост Оли Ф.:
====================================================================

Новый фильм "Заполни брешь" (Fill the Void, Lemale et ha'halal) израильского кинoрежиссера Рамы Бурштейн, снятый по ее собственному сценарию, описывает жизнь ортодоксальной семьи в Тель Авиве. Сама Рама - ортодокс, так что она хорошо знает свой материал.  Рама родилась в Нью Йорке, в Израиль ее привезли младенцем.   Она выросла в неортодоксальной семье, закончила престижную школу кинематографии в Иерусалиме (Sam Spiegel Film and Television School) , и совсем не планировала становиться ортодоксальной еврейкой. Но, как она сама о себе говорит, "я всегда была ищущей", и этот поиск привел ее к хасидам. Рама вышла замуж за психотерапевта Аарона Бурштейна, который так же как и она, пришел в хасидскую общину "извне", и растит с ним четверых детей. На кинофестивалях, где они представляли фильм, они выходили на сцену в традиционной одежде хасидов.

Краткие аннотации фильма говорят о нем следующее: "когда в семье равина случается страшное несчастье: в родах умирает старшая дочь Эстер и остается младенец, родители подталкивают младшую дочь, 18-летнюю Ширу выйти замуж за вдовца ее старшей сестры". Такое описание содержания картины, как это обычно бывает, крайне его упрощает. На самом деле фильм намного сложнее, он оставляет зрителя искать ответы и разгадки ко многим деталям сюжетаНапример, старшая сестра Эстер умирает в Пурим, оставив сына которого называют Мордехай.  Очевидно, что выбор имен не случаен. Но у Библейской Эстер была вполне определенная миссия, а в чем миссия Эстер из фильма?
Самый сложный образ в фильме - главной героини Ширы, которую замечательно играет Хадас Ярон. Шира тонкая, чувствительная, мечущаяся натура. Ее действия мотивированы целым компексом противоречивых чувств: глубокой религиозностью, голосом сердца, который она сама не всегда понимает, чувством долга перед родителями, наивной доверчивостью, идеалистическими представлениями о том, чего же желать от брака. Что заставило ее выйти замуж за вдовца сестры? Был ли это на самом деле свободный выбор? Действительно ли в ней начинает зреть к нему чувство? И если это так, то почему она так страшно рыдает на своей свадьбе, так испуганно-затравленно смотрит на своего теперь уже мужа в последней сцене?
Фильм очень красивый кинемотографически, в нем много кадров крупным планом, значим каждый жест и каждый взгляд, очень многое рассказывается без слов. Как в классической притче, в фильме нет ни одного случайного слова или эпизода. Все они наполнены содержанием и как бусинки нанизываются на одну тему: свадьба, как самое главное, жизнеопределяющее событие.  Дальняя родственница, старая дева Фрида, которая  только и думает, что о замужестве, и счастлива когда ей составляют партию со стариком... Безрукая сваха, которая никогда не была замужем, но ходит с покрытой головой "чтобы не задавали лишних вопросов"... Юная девочка, подружка Ширы, которую выдают замуж за полу-ребенка мальчика - как растеряна она на празднике своей помолвки...  До абсурдности комическая сцена, в которой полубезумная старуха приходит к раббаю за советом, какую ей купить плиту, потому, что ей больше не у кого спросить... Эта сцена - не только комическая разрядка напряжения основной линии сюжета, не только демонстрация доброты и долготерпения раббая, но ненавязчивый намек Шире: вот мол, смотри, если ты не выйдешь замуж, то будешь такая же беспомощная как эта старуха.
Еще один эпизод: праздник Пурим в семье главных героев: гости-мужчины пьют, поют и веселятся, женщины поглядывают на праздник из-за занавески. В конце раббай раздает нуждающимся цедаку. Каждый из мужчин объясняет, почему ему нужны деньги. У многодетного отца пришло время женить сыновей, их у него 10... Мальчик-сирота хочет купить невесте колечко... Каждому раббай отсчитывает сумму пропорционально их нужде. И вот подходит третий мужчина, который говорит, что не может выдать дочь замуж, потому, что она психически больна. И начинает рыдать -- больше нет никаких сил... Раббай отсчитывает деньги - явно больше, чем предыдущим двум. И вдруг проситель гневно бросает их обратно на стол - "этого мало!" Смысл этого жеста "дошел" до меня не сразу: чтобы выдать больную дочь замуж ему нужно очень много денег (как приданное? гонорар свахе?), и только в ее замужестве он видит выход. Опять, все три истории так или иначе связаны с женитьбой.
Наверно в фильме есть еще немало загадок - смотрите и вам откроются другие пласты.
Если вам захочется еще почитать о фильме, то вот ссылки на ревю, которые показались мне интересными.

2 comments:

Lena said...

Интересный вопрос, кому принадлежит осиротевший новорожденный. Конечно отцу, если общество патриархально, а если не очень, то семье матери, её женской части, бабушке, главным образом. Мне понятно, что в этом фильме, который я ещё не смотрела, эта сила приняла на себя задачу патриархальными методами осуществить свои матриархальные права. Интересно, можно ли смотреть этот фильм хабадникам?

Lena said...

Постепенно до меня дошло, что так поступали почти все героини Торы. Эстер подняла планку выше, это не просто героиня-феминистка, а героиня защитница народа.