Popular Posts

Tuesday, February 26, 2013

Mozart, Piano concerto 23. Radu Lupu

Мы уже слушали однажды Раду Лупу, поэтому купили билеты на его выступление заранее.
Он играл 23-й фортепианный концерт Моцарта, чуть ли не самый популярный его фортепианный концерт.
Я наверное слышал его раньше, но это было точно до блога, поэтому ничего в памяти не осталось. Как, впрочем, и о том, что играл этот великий пианист в свой прошлый приезд в Бостон. Хотя блог уже был, но - не записал, и поэтому теперь уже тоже не помню.

Оказывается, широко известно, что вторая часть этого концерта производит сильнейшее впечатление. Я этого не знал, и, может быть, поэтому впечатление было действительно очень сильным. Это великая музыка, но Лупу и сыграл ее потрясающе.
Вот что пришло мне в голову уже давно, но, пожалуй, к этому концерту относится лучше всего.
Иногда, слушая музыку Вивальди или Баха или других композиторов 18-го века, я думаю - как они нас угадали?
Как они могли знать, что мы через 300 лет после них будем любить их музыку так же, а может быть, и больше, чем их современники?! Не просто любить, а с ума сходить во время ее исполнения, даже плакать?!
А иногда я думаю - они нас не угадали, они нас сделали, сформировали. Их музыка давно разобрана на кусочки и распылена в воздухе. И мы ей дышали, даже не зная о ней, даже если это была не в точности их музыка, а просто вдохновленная ей. Мы стали такими, какие мы есть, из-за их музыки. Что ж удивляться, что она на нас так действует.
Не поймите меня неправильно. Я слушал и слушаю очень мало музыки. Просто какая-то музыка вдруг действует на меня так, как никакое искусство и никакая реальность не действует. И когда я прихожу в себя, думать о том, почему это так - интересно.

5 comments:

Iosif said...

Спасибо Нине, вот запись этого концерта Моцарта, сделанная в Вене 22 года тому назад. Играет Лупу.
http://www.youtube.com/watch?v=_4GpUQzpsIY

Lena said...

Иосик, ты провоцируешь на разные размышления о музыке, типа,что ничего она не значит, Ленин любил Бетховена, замирал, может даже слезу пускал, и можно дальше идти, но зачем.

Lena said...

Наши внуки любят книгу с 12 отрывками классики. Один большой слушатель музыки провёл миссионерскую работу, одну книгу подарил, другие я уже сама купила. Результат, все дети от 11 месяцев до 7 лет любят слушать классику, один хочет быть дерижером.
Есть беспорный результат, все дети выбрали Моцарта и Бетховена, как великих. Дети не знают ничего о жизни и смерти, кроме самой старшей, конечно. Не знают об эпохе просвящения и трагедиях 20 века.
Видимо Моцарт и Бетховен, для себя я бы добавили Шуберта, точнее всех
угадали эмоциональные потребности человеческой психики или души. Битлс были из той же серии.
Я клоню к тому, что самое главное, чтобы человек был хороший, то есть слушатель. Ведь есть клише из американских фильмов, любит классику- значит злодей. Или в фильме Piano Teacher Ханеке, в холодной белой Вене всё вертится вокруг Шуберта и Моцарта, а люди сходят с ума от безнадежности.

Lena said...

О книге:

http://www.zolsefer.co.il/171616/%D7%A1%D7%A4%D7%A8-%D7%9E%D7%A0%D7%92%D7%9F-12-%D7%94%D7%9E%D7%9C%D7%97%D7%99%D7%A0%D7%99%D7%9D-%D7%94%D7%9E%D7%95%D7%A4%D7%9C%D7%90%D7%99%D7%9D
Это израильское издание, продается и на английском, и на русском, если я не ошибаюсь, есть ещё книга о инструментах оркестра, но ее я видела только на иврите.
Ребенок нажимает кнопочки и слушает, только надо время от времени менять батарейки.

Iosif said...

На русском языке эта книга называется "12 удивительных композиторов"
Ее можно найти на многих русских книжных сайтах.
На английском я ее не нашел...