Popular Posts

Wednesday, May 16, 2018

Климт и Шиле: Нарисовано. MFA

На самом деле Шиле представлен на выставке гораздо лучше, чем более известный Климт.
Поэтому если кто-то все еще не считает Шиле большим художником 20-го века, эту выставку можно смело пропустить. (Oткрыта до 27-го мая)
Но мне посчастливилось побывать в музеях Вены, в том числе и в Альберта музее, из которого привезли выставленные работы, поэтому я получил представление о том, какого уровня художником был Шиле.
На выставке нет картин, только рисунки, но некоторые из них очень интересны.
Я ничего не скажу о работах Климта. Он - выдающийся живописец, и выставка ничего не добавила к тому, что я знаю о нем или люблю у него.
А вот Шиле предстал (неожиданно для меня) автором проникновенных психологических портретов, сделанных в последние два года его короткой жизни и совершенно лишенных его, казалось, неотъемлемых взвинченности и надлома последних лет.
Женщины на портретах - жена художника и ее сестра.



4 comments:

Mark said...

"Если кто-то все еще не считает Шиле большим художником 20-го века, эту выставку можно смело пропустить." Ну это я понимаю, сарказм. Но вот "лишенных ... взвинченности и надлома" я там совсем не нашел. Каждый рисунок Шиле как удар.
А еще до меня наконец дошло что "испанка" унесла м.б. даже больше жизней чем 2-я Мировая. И каких!

Iosif said...

Сарказма нет совсем. Если бы не живопись Шиле, которую я увидел в Вене, я бы не считал его большим художником.
Я бы и Рембрандта не считал великим художником, если бы знал его только по рисункам.

Iosif said...

Таня Бетчер (Москва):
Ты написал о Шиле-графике, рисовальщике. Я согласна с тобой: у него чрезвычайно выразительные линии. Сам характер следа его пера или карандаша на бумаге.Его графика производит сильнейшее впечатление.

С месяц назад в Москве открылась большая монографическая выставка Василия Верещагина. Художник хрестоматийный для России и, казалось, особых открытий быть не должно. Но... Какой он фантастический рисовальщик! У него снаперский глаз и необычайно твёрдая рука. Его карандашные зарисовки точнее любой фотографии, а уж выбор натуры, моделей.... В своих бесчисленных путешествиях он фиксировал те приметы жизни местных народов, которые не попадали в поле зрения других современников и участников экспедиций. Рисунки из его путевых блокнотов - это не столько материал для будущих картин, сколько художественный путевой дневник, безусловно, имеющий и историческую, и художественную ценность.
Невероятно красочны его туркестанские картины. Я, влюблённая в Узбекистан, глядя на его самаркандские пейзажи, не просто узнаю город, а слышу его звучание, вдыхаю ароматы его рынков, вижу прекрасную и только там уместную пестроту одежд.
Конечно, есть его "Апофеоз войны", есть "Ворота Тамерлана", есть "Не замай! Дай подойти!" - всё, что помним со школьных учебников, но, оказывается, Верещагин неизмеримо разнообразнее, богаче, интереснее и как художник, и как личность.

Aron said...

От испанки умерло порядка 50 млн человек, во Второй Мировой войне по разным оценкам от 50 до 80 млн. Так что во вторй мировой все таки больше.