Popular Posts

Sunday, December 18, 2011

Berlin 36

Этот фильм вышел на экраны в 2009 году, я увидел его только вчера. Но тогда я прочитал рецензии, и история меня настолько потрясла, что я продолжал читать обо всём этом безостановочно. И вот вчера я его посмотрел. Я сейчас расскажу саму историю, на которой фильм основан. Это не совсем спойлер, потому что в фильме некоторые вещи переиначили, и ещё потому что сам фильм не будет посильнее "Фауста" Гёте, так что я не уверен, что большинство из читателей его увидят. В конце я скажу о фильме несколько слов.
Это история про еврейскую девушку по имени Гретель Бергман. Он росла в Германии и занималась лёгкой атлетикой - прыжками в высоту. В 1930 году она установила рекорд Германии - 151 см.
В 1933 году на стадионе в её городе Лаупхейме повесили объявление "Вход собакам и евреям запрещён". Родители Гретель были людьми состоятельными, они оправили дочку в Англию, где она училась и продолжала тренироваться и стала чемпионкой Великобритании.
В 1936 году в Берлине должны были состояться Олимпийские Игры. Американцы заявили, что не приедут, если в германской делегации не будет еврейских спортсменов. Нацисты принялись угрожать семье Гретель, требуя её возвращения в Германию. Она вернулась и присоединилась к тренировкам германской сборной. В процессе подготовки она установила новый рекорд страны - 160 см, который, впрочем, власти отказались зарегистрировать. Тем не менее, незадолго до начала Олимпиады, когда удовлетворённые американские спортсмены погрузились на корабль, отправляющийся в Германию, Бергман была отчислена из германской сборной "за недостаточные спортивные достижения". Вместо неё включили Дору Ратьен - странную девушку, которая всегда ходила в душ одна.
Надежды нацистов не оправдались - на Олимпиаде Ратьен была лишь четвёртой. С результатом 160 см победила венгерка Иболия Сак (Ibolya Csák - венгерские имена я не умею произносить), и огорчение организаторов игр усугублялось тем, что она тоже была еврейкой.
История продолжала развиваться. Ратьен, которая успела стать чемпионкой Европы, опередив Сак, однажды заподозрили в шпионаже - она была пьяной и небритой - и сдали в полицию. Там установили, что она мужчина. Все медали у неё забрали, и она перестала выступать. Так Сак стала ещё и чемпионкой Европы. По-видимому, Ратьен обманывала всех, включая нацистских спортивных начальников.
Гретель и её семье удалось уехать из Германии в США. Там она некоторое время продолжала заниматься спортом и даже стала чемпионкой Америки. Она прожила долгую жизнь. Она даже дожила до того дня, когда германская легкоатлетическая ассоциация постановила восстановить её рекорд 1936 года. Она даже нарушила свою клятву никогда не возвращаться в Германию - в 1999 году, когда стадион в Лаупхейме был назван её именем. Но говорить по-немецки заставить себя она не смогла, её речь переводили с английского.
Ну теперь, как я и обещал, несколько слов о фильме. Он неплохо сделан, очень интересно наблюдать за тем бытом (например, они прыгают ножницами, прыжок рыбкой и тем более спиной ещё не изобрели. Легко ли ножницами прыгнуть на 160 см?) Некоторым историческим деталям веришь безоговорочно без всякой проверки - например, тому, что американский посол в Берлине изо всех сил подыгрывает нацистской пропаганде, очевидно, в надежде улучшить отношения с Германией. Сюжет страдает некоторыми натяжками - трудно их избежать в фильме про спорт - но я всё равно прослезился.

2 comments:

Iosif said...

Саша,
спасибо, очень интересно - как всегда!
Жаль, что ты забыл указать, где сделан фильм, кто режиссер. (Редкий случай - Netflix об этом фильме даже не слышал)
Насчет американского давления по поводу включения евреев в германскую команду - я просто ахнул.
По какому-то случаю я недавно читал вот эту заметку:
http://en.wikipedia.org/wiki/Avery_Brundage
В ней переплелись Олимпийские игры, проведенные в Германии в 1936 и 1972 годах. И роль Американского Олимпийского комитета оба раза была более чем сомнительной.
Но дело, конечно, не в нем.
Постараюсь найти и посмотреть фильм.

Sasha said...

Иосиф,
Фильм этот немецкий. Сведения о нем можно найти здесь. Трейлер можно посмотреть тут.
Счастливо