Popular Posts

Saturday, October 8, 2011

The Conformist (1970 Bernardo Bertolucci)

Конформиста показывали в Советии, это был клубный фильм, урезанный, перекроенный и лишённый цвета. Можно сказать, что получился у них тогда оригинальный шедевр, тёмный по содержанию и по виду, царапины на плёнке добавляли последние штрихи. Кадры с летящими листьями, когда камера находится на уровне земли появлялись потом в разных фильмах, когда надо передать...что?

6 comments:

Lena said...

Я прочитала старые комментарии к Конформисту. Сегодня делать ничего не могу, хочу добавить, что придёт в голову. Как-то у меня не складывается схема фильма. Фильм захватывающе красивый, чувственный, но предполагает схему, так полагалось. В центре фильма Платоновская аллегория "Пещера", народ трудится в пещере, смотрит на стену и т. д. Нормальный народ смотрит футбол и видит тени, которые отбрасывают политики, которые носят статуи и свитки, философы видят и солнце и политиков и народ, и судят более или менее здраво, трудно быть философом, но благородно. Наш герой не народ, народ его не любит, хотел быть философом (и ведь был способным), но струсил (тяжёлое детство), захотел быть политиком, но тоже без особого успеха. Так он и снуёт между стеной и солнцем. Самый непонятный для меня момент - Анна и герой, то ли это любовь, то ли использование ситуации, Анна – кажется лёгкой добычей, как герой в эпизоде с Лино, или его жена с Адвокатом. Но Анна не проста, акула на плаву, её ошибка - ошибка левой интеллигенции: если "дать" фашисту, он может и обойдёт твой дом. А её муж, то ходит по квартире с пятью охранниками, то едет по лесу один. Но это мелочи. Главное, что всё красиво: цвет, занавески, простыни, неон, листья, виллы с фресками, чеснок, платья, Париж.
Недавно я прочла обзорную книгу Ноймана Нацизм, там он привёл немного, правда, примеров нонконформизма, как люди, бывшее сначала в правительстве Гитлера, на очень высоких постах, постепенно увиливали, уходили от дел, потом оказывались в лагерях, но зато в конце после войны получили оправдание и послабления в сроках.
Нонконформизм – конкретный конформизм, так мы скажем внукам.

Saveli said...

Мне очень нравится этот фильм и я не удержался и снова влез в обсуждение.
Так получилось, что уже третий раз мне говорят, что рассказ о пещере - ключ к пониманию фильма

Я не читал новеллу и не ставил фильма, и я не знаю, что было в голове Бертолучи, но я видел фильм и лично для меня, как для зрителя, Платоновская пещера явно не главный момент фильма. Марчелло просто угадал, как рассказать о современной Италии в идеальном виде для рассположения к себе профессора. Борцам с аморальной идеологией (если конечно они борются не свинцом) должно казаться, что люди обмануты и видят тени и если кто-то скажет, что король голый, то пелена спадет. Честь и хвала этим героям, но как показывает опыт, не многих удается им перетянуть на свою сторону. Не думаю, что эта притча есть уж очень глубокое описание фашизма. Разве искажение реальности является главной причиной его привлекательности. И уж по-крайней мере Марчелло меньше всего подходит роль раба, замученного тяжелой работой и очарованном тенями.

Мне тоже не понятно, зачем жена профессора играет с огнем, передавая жене Марчелло время и маршрут поездки. Но она явно увлечена Марчелло и как тут не сыграть с огнем. Вообше некоторая нелогичность только приближает фильм к жизни, где этой логичности тоже не много.

Lena said...

Может быть этот фильм - шедевр visual art, когда то, что мы видим на экране, не зависимо от сюжета и схемы, наполняет наше сердце сладкой скорбью.

Lena said...

Мне понравилась такая форма блога, задаю себе вопросы и сама же и отвечаю, не без помощи друзей.
Час поездки в автобусе после работы в самое пиковое время и всё прояснилось. Испортил меня реализм True blood, опасность для жизни -убегаем, прячемся или бьемся,затишье, можно обниматься или выяснять отношения.
Конформист политическая эротическая драма. Как сказал Жижек,если смотришь фильм ужасов,убери ужасы, поймёшь о чём фильм. Уберём политику, всё становится на свои места. Два узора наложены один на другой, кое-где получаются провалы, а кое-где получается что-то очень интересное.

Lyonya said...

И я, как все, противник конформизма!

Lena said...

http://shblog.ru/2009/01/26/den-pyatdesyat-sedmoj-essai-d%e2%80%99investigation-cinematographique/