Friday, June 7, 2019

Квадрат (2017) Р. Эстлунд

Пост Т.Бетчер (Москва)
За сменой событий и впечатлений я успела забыть о событии почти двухлетней давности – фильме Р. Эстлунда «Квадрат» - каннской сенсации 2017 года. Однако недавно пришлось читать школьные работы, среди которых оказалась рецензия десятиклассника на этот фильм: «Рубен Эстлунд ,“Квадрат”: к просмотру рекомендовано!», - и фильм вспомнился. С воспоминанием пришло и недоумение: что мог подросток понять в этом очень непростом кино высказывании? Оказалось, что сумел уловить, почувствовать главное: необычность, незаурядность киноленты на всех уровнях – сценарной   основы, режиссёрской мысли, операторского взгляда, музыкального сопровождения, актёрской игры. Тогда я решила посмотреть, что же я написала полтора года назад об этом фильме, и нашла только краткое упоминание в контексте разговора о других фильмах (https://moviesarttalk.blogspot.com/2017/11/blog-post_14.html)
Впечатление было настолько сильным и сложным, что сказать сразу что-то внятное не смогла. И вот в середине мая – бывают же совпадения –   вижу в афише «Каннской недели» в любимом кинотеатре  тот самый «Квадрат» - и, конечно, иду и смотрю.
Стокгольмский яппи – главный куратор музея современного искусства – готовит представление нового выставочного проекта   «Квадрат», который средствами современного искусства  выражает основные принципы полит корректной Европы. В эти же дни уличное происшествие сталкивает его с жизнью «вне квадрата», и последствия этого столкновения  всё больше и больше озадачивают героя, а вместе с ним и нас, понимающих нелепость, неработоспособность, нежизненность навязываемых «единых  для всех», «единственно правильных» принципов поведения европейского обывателя.  И всё это очень смешно, очень узнаваемо, совершенно обыденно.
Я не очень люблю сатирическое кино - «Квадрат» же насквозь сатиричен, но это не помешало получить от него огромное удовольствие. Каждый его эпизод, каждый поворот событий, каждый персонаж и весь фильм в целом – очень умная, тонкая, точная и остроумнейшая сатира на современного европейца, сегодняшнюю Европу, современное искусство и арт рынок, современные медиа и на всё то, что сегодня называется «нормой отношений». Сатира и самоирония. И при этом ни пессимизма, ни оптимизма, ни назидательности, ни пофигизма – такая вот неопределимая авторская интонация и позиция.
Конечно, этот фильм -  так необходимая современному миру рефлексия. Это стремление разобраться в том, что мы делаем не так, стремясь любым путём добиться социальной бесконфликтности, толерантности, предсказуемости. Это авторское высказывание, но без морали и приговора. 
Самое удивительное, что «Квадрат» можно смотреть на полном серьёзе и ничего такого не увидеть. Возможно, это и будет правильным взглядом. Эстлунд не подсказывает, как смотреть правильно.

1 comment:

Iosif said...

Мы посмотрели "Квадрат" в 2 приема. Он идет 2.5 часа, но на YouTube можно делать перерыв, и мы, посмотрев 1.5 часа, прервались на пару дней. Эти первые 1.5 часа очень понравились, и я с нетерпением ждал продолжения.
Мне и сейчас кажется, что где-то через 15-20 минут после этого фильм вполне можно было бы закончить. Но он продлился еще целый час! И общее впечатление было безнадежно испорчено.
Весь фильм оказался сделан так, что большинство событий нанизываются, как иллюстрации тех или иных пороков западной цивилизации. Какие события происходят наяву, какие - в задерганной голове главного героя? Ответов нет, и сами вопросы, похоже, неуместны. Все-таки фильм не просто о современном искусстве, он сам - современное искусство, издевательство над которым проходит красной нитью через весь фильм.
Некоторые эпизоды показаны с горькой усмешкой (феминизм американской журналистки, эффект "голого короля" в современном искусстве, бесконечная толерантность). Сильно показан банкет с дикарем, выглядящий как экранизация рассказа "Вельд" Бредбери, о диких зверях, выходящих из телевизора и пожирающих зрителей).
Но к концу сарказм сменяется жалостью к герою, его ниоткуда взявшимся чувством вины (не было мальчика!), его тривиальным и бессмысленным монологом, объясняющим "кто виноват", плоской метафоричностью сцены с мусорными мешками.
Мир вокруг нас жесток, и в нем очень много нищих. Все правда. Но говорить об этом надо как-то не так. Более зрело, что ли.
Впрочем, готов, как всегда, услышать, что именно я не понял.