Popular Posts

Thursday, May 9, 2019

Рахманинов, 3-й концерт для фортепиано с оркестром. Д.Трифонов. Шостакович, 15-я симфония. А.Нельсон.

Недавно за одну неделю побывали на двух замечательных концертах. Этот пост - о первом из них.
В первом отделении молодой российский пианист Д.Трифонов солировал в 3-м концерте Рахманинова. Во втором отделении А.Нельсон, наш главный дирижер, дирижировал 15-й симфонией Шостаковича.
Игра Трифонова произвела сильнейшее впечатление. 3-й концерт Рахманинова для меня раньше сводился к мелодии в первой части, которая (для меня) такое воплощение русского пейзажа, такой возврат в прошлое, что... я не хочу слышать ее часто. Но теперь, после Трифонова, я не буду пропускать концерты из-за того, что он включен в программу. Исполнение Трифонова было таким мощным, монументальным, как будто огромное классическое здание с колоннами строилось в ускоренном темпе у тебя перед глазами.
Позже прочел в программке, что этот концерт настолько грандиозен, что его часто сокращают, что даже Рахманинов (концерт был написан для первого визита в Америку в 1909 году) играл его с сокращениями. Что даже Горовиц, благодаря которому концерт приобрел популярность, играл его "краткую" каденцию (Рахманинов написал две, длинную и покороче и полегче, и сам играл ту, что покороче!) Но когда Ван Клиберн сыграл в Москве "по полной программе", все стали брать новую высоту. В Бостоне в этот вечер играли "по полной", разумеется!
К тому же, Трифонов, когда он, играя, подымает голову вверх, выглядит точно как Пророк, скульптуру которого я видел в Израиле.
В общем, в первом отделении у меня произошло два больших открытия: 3-й концерт Рахманинова и пианист Даниил Трифонов.

Во втором отделении я особенно ждал финала этой великой симфонии. Я несколько раз слушал ее в России в нашей замечательной свердловской филармонии, и каждый раз финал производил на меня сильнейшее впечатление. Вот так, если повезет, приходит смерть, говорил я себе, запомни и будь готов.
В Америке я не слышал ее ни разу и хотел удостовериться, что не забыл, как именно, если повезет, приходит смерть.
Не удалось. Финал получился просто никаким. Зато снова услышал поцокивание на протяжении всей симфонии, горестную усмешку, память о детстве (Шостакович говорил, что первая часть - магазин игрушек и безоблачное небо) - это все тоже пригодится. Для перед приходом, для с чем проводить время перед приходом. Один, поцокивая и улыбаясь, иногда радостно, иногда горько.
Великая музыка!

No comments: