Popular Posts

Thursday, February 7, 2019

"1945" Ференц Тёрёк (2017)

Пост Т.Бетчер (Москва):
Фильм «1945» был показан в Москве в рамках недели памяти Холокоста. Прежде я не видела это название в московской афише и попала на него почти случайно. Пронзительный фильм. Я не читала рассказ Gábor T. Szántó, положенный в основу фильма, но почему-то мне кажется, что фильм производит более сильное впечатление. Нечасто встречаешь произведение, в котором тема, мысль и способы их художественного выражения абсолютно соответствуют  друг другу.
Все события фильма происходят в течение одного дня – 12 августа 1945 года. В этот день в самую обычную венгерскую деревню приезжают два еврея – очень старый и очень молодой. Привозят два тяжеленных ящика неизвестно с чем и везут на нанятой телеге эти ящики неизвестно куда. С момента выхода евреев из поезда всё происходящее показывается в стилистике фильмов Хичкока. Сгущается воздух, электризуется атмосфера, нервы натягиваются до предела. Деревня зловеще затаивается, наблюдает, ждёт. Режиссёр внимателен к деталям, подробностям, очень точно фиксирует оттенки отношения деревенских к факту появления евреев, связанных с этим событием ожиданий. Постепенно нам открывается тайная пружина происходящего, всё более сжимающаяся по мере движения телеги с ящиками. Фильм чёрно-белый. Свет и тень и ещё движение камеры, недолгая фиксация на крупных планах  - основные средства   художественного выразительности кадра. Актёрские работы абсолютно органичны. Нет лишнего жеста, нет лишнего слова. За  те несколько часов, что евреи пробыли  в деревне, в ней произошло невероятное количество событий, о которых эти двое вряд ли узнали. 
Они покидают деревню под разразившейся грозой с ливнем, а деревенским предстоит жить там дальше. Как жить?
Да, это та же тема предательства, попытки его забвения, больной совести, кары и покаяния, как в  польских картинах «Колоски» В. Пасиковского и «Ида» П. Павликовского.
Почему в Польше, в Венгрии есть эта потребность – признать вину, пройти через покаяние, а в России идея покаяния совершенно отсутствует? Грузин Т. Абуладзе, снявший 30 лет назад памятный  фильм с этим названием, в России так и не  услышан. Нашей стране, видимо, каяться не в чем.

No comments: