Popular Posts

Tuesday, March 6, 2018

"Мы" Arlekin Players Theatre

Вчера посмотрели хороший спектакль.
Уж и не помню, когда последний раз спектакль вызвал такие сильные эмоции.
Очень ждал "Самоубийцу" в постановке Женовача - и ушли с другом через полчаса после начала. Было скучно, однообразно, без малейшего проблеска.
С интересом пошел на "Proof" в Central Square Theater, и оказался на очень слабой пьесе, хотя актеры играли очень живо.
А на спектакль "Мы" шел, ничего не ожидая.
Потому что у меня с этим театром сложно - то очень здорово (http://moviesarttalk.blogspot.com/2016/05/tales-of-last-wednesday.html),
то совсем никак  (http://moviesarttalk.blogspot.com/2017/06/dead-mans-diary-theatrical-novel).
И вот опять - очень здорово.
Пьеса написана по результатам опроса 200-300 жителей Бостона, эмигрировавших из СССР. Картина получилась заведомо неполной, упустившей важные группы "нас" - нас, посещающих MFA и Symphony, где, кстати, русская речь звучит наравне с английской, не хлебнувших особого лиха в первые годы, хотя и не продавших свои квартиры в Союзе, потому что уехали до приватизации, приехавших с разрешенными для обмена 96 долларами на человека все про все, и не певших "Как здорово, что все мы здесь..." даже в Союзе.
Но и без "нас" получилaсь яркая правдивая картина.
Спектакль показал что-то важное, что-то общее, что-то, что делает нас действительно "Мы".
Особенно хороши сцены с участием детей. Урок в русской школе, когда дети хором декламируют Мандельштама, потому что - все! - знают наизусть! и любят! - поставлен и сыгран замечательно. И мы, кто ходим на концерты в русские школы, знаем, что это так и есть! И даже "простая" сцена, где актеры, стоя вдоль стены, просто читают ответы детей на вопросы интервью, запомнилась. Возникли характеры, и ответы были совершенно узнаваемы. Во время этой сцены я решил, что изо всех сил попытаюсь привести на следующее представление свою 15-летнюю внучку.
И все это было - ну как бы нормально. Хорошая игра, хороший текст. Что-то нравится, что-то не нравится (не понравились эпизоды с гречкой, с караоки и рестораном Санкт Петербург. Ну очень затянуто. И сильно выбивается стилистически из мозаики пьесы).
И вдруг с гиканьем и шумом вылетает толпа клоунов. Все актеры в клоунских нарядах толпой становятся и по очереди выкрикивают: А мне снилось... и что-то вроде незамысловатое, но слезы начинают накапливаться и вот-вот польются. Потому что да, да, именно сны - под всеми разговорами о невозвращении, о счастливой жизни, о том, какие мы уже чужие там, сны - снятся. И в них мы вернулись, и заходим на работу, и стучимся в свою квартиру, а нам открывают чужие, и едем на всегдашнем своем трамвае (трамвае!), или стоим на углу Гагарина и Малышева, и не помним где дом, близко, но где, а девушка подходит и говорит: Вы и вчера здесь стояли. Вы, наверное, приехали и забыли, куда вам идти?
И если бы это рассказывалось не прячась в клоунаду, получилось бы не так пронзительно. Гениальная находка, но о режиссере скажу в самом конце.
Так вот, и эта сцена - не самая яркая сцена спектакля. Самое сильное начинается после нее.
Не буду описывать, что начинается в молчании после нее. Финал надо видеть, точнее, слышать, и это должно быть неожиданно.
И теперь, в самом конце, скажу, что кроме прекрасной игры актеров и хорошего текста, это сильный режиссерский спектакль. Яркое, сложное сценическое решение, динамизм, мастерски сложенная мозаика сюжетов и характеров, а главное, образ, созданный в финале - это высокий настоящий театр. (Кто помнит финал "Женитьбы" в постановке Эфроса?!)
Игорь Голяк поставил замечательный спектакль.
Пожелаем ему и театру дальнейших успехов.

1 comment:

Iosif said...

Татьяна Бетчер из Москвы:

Очень захотелось увидеть спектакль "Мы"! Не только потому, что Иосиф о нём так взволнованно написал, но и потому, что совсем недавно ушла со спектакля "Изгнание" в театре им. Маяковского, спектакля о том, как выживали или не выживали литовские эмигранты в Лондоне конца 1990-х-начале 2000-х. Режиссер Миндаугас Карбаускис поставил спектакль по пьесе Марюса Ивашкявичюса на сцене московского театра в конце 2017-го в уверенности, что сегодняшнему разноплеменному московскому зрителю этот опыт двадцатилетней давности будет интересен. Спектакль номинирован на 7! Золотых масок, а я с него ушла после первого действия (впереди было ещё 2 - спектакль почти четырёхчасовой). Ушла от скуки, представив, что ещё два с лишним часа буду так же, до злой зевоты, скучать. Скучать, несмотря на живую актерскую игру, несмотря на хорошую сценографию, несмотря вообще на привычку смотреть до конца, если уж пришла... Невыносимо скучным и вторичным воспринималась сама пьеса, само её содержание. Прочитав отзыв Иосифа, я подумала, что, может быть, главное было впереди и зря я не дождалась возможного катарсиса, но... было так невыносимо скучно, а по Культуре в половине одиннадцатого начиналась очередная серия последней экранизации "Тихого Дона".
Отзывы на этот спектакль самые разные, есть и очень хорошие. Tак что, возможно, дело во мне и в моих сложных отношениях с драматическим театром.