Popular Posts

Tuesday, July 4, 2017

Matisse in the Studio. MFA

9-го июля в MFA заканчивается эта очень интересная выставка.
Многие (все?) художники собирали коллекции тканей, одежд, предметов, которые они потом использовали в своих картинах.
Рембрандтовская коллекция вспоминается первой. Он устраивал настоящий театр, изображая себя на автопортретах в костюмах, которые он собирал.
Матисс не увлекался автопортретами, и на этой выставке нет одежд. Но то, что есть, впечатляет не меньше.
Кувшин, ваза, стул, стол входили в его картины и были ему не менее интересны, чем модели или рыбки в аквариуме. Иногда даже кажется, что они и служили источником вдохновения.
Вот кувшин выставлен, ну ничего особенного. Ну линии изгибаются по поверхности. Переводишь взгляд на картину рядом. Прекрасная, яркая картина. И этот самый кувшин - на переднем плане, закручивает ее всю своим изгибающися узором. Уже и расцветка халата женщины слегка подтанцовывает ему в такт, а обои на стене вообще обезьянничают! Переводишь взгляд обратно на кувшин... "Где тот жлоб, который тут только что стоял?" Какой прекрасный кувшин! При всей своей условности Матисс видит и показывает скрытую для будничного взгляда энергию предметов. А кажется, что он ее выдумывает.

Или картина с аквариумом и обнаженной женщиной, лежащей перед ним. Живая, теплая женщина с выразительными изгибами, красиво лежит. С пропорциями, правда, не совсем понятно, банка с рыбками больше женщины, но, может быть, женщина в глубине комнаты лежит на полу, а банка стоит впереди. А потом понимаешь, что на картине -  маленькая скульптурка, a не настоящая женщина. Смотришь на черную рядом выставленную скульптурку. Но в ней жизни нет, а в ее изображении на картине - еще сколько! И то, что Матисс и скульптурку сам сделал, ничего не меняет, не у всех все одинаково хорошо получается. Но глядя на картину понимаешь, что он хотел передать в 3-D.
Вот так из реальности в картину и обратно и переходишь все время на этой выставке, то решая, что отныне будешь любить окружающие предметы, то понимая, что если ты не гениальный художник, то и предметы вокруг тебя ничего особенного не представляют.
Замечательная выставка!
 

1 comment:

Iosif said...

Отзыв читательницы из Бостона, пожелавшей остаться неизвестной:
Я согласна - замечательная выставка. Но мне кажется, что Матисс оживляет не предметы, а пространство - тем что точно размещает в его узлах под правильными углами к друг другу правильные предметы так, чтобы пространство наполнилось энергией, чтобы волны запульсировали от предмета к предмету (а геометрия тканей, обоев и т.п еще эту энегию усиливает). Благодаря Mатиссу я вижу, что пространство соткано из волн, и вижу, как материя и энергия переходят друг в друга. Матисс - великий геометр и физик.
Я правда считаю, что Mатисс стихийный геометр и физик, и что это и есть его уникальный дар, а то, что он еще и рисовать умел, дало ему возможность проявить этот дар так, чтобы подобным же образом одаренные люди все увидели безо всякого формального знания физики и геометрии.