Popular Posts

Sunday, November 30, 2014

Гойя

В Бостоне идет выставка Гойи. Это абсолютно выдающаяся выставка. И отличный набор картин и отличная презентация.  Рекламировать выставку любителям Гойи нет смысла, но тем кто относится безразлично или ждет, когда схлынет толпа, мой совет- пойдите сейчас. Если вам понравится, то можно пойти еще раз и впечатление от второго визита, я уверен, будут сильнее чем от первого.  Я думаю, что так хорошо увидеть Гойю не получится нигде. Даже в Прадо на тебя будут давить другие шедевры и художники, ну или надо жить в Мадриде. Я два раза был в Прадо и Гойя был одним из моих приоритетов, но по альбомам и редким картинам, которые я до этого видел, его живопись казалась мне не столь интересной, другое дело графика, офорты, серия его картин  «Black Painting». Их  я тоже видел только  в альбомах (кстати и сейчас, мне думается, что в альбомах офорты смотреть интереснее, чем вживую, там важны детали, а в подлинниках их не видно). К ним я и шел. А на залы с его знаменитыми шедеврами, написаными до «Black Painting», просто не было ни сил, ни желаний.  Только потом, когда я увидел «Sabasa Garsia» в Вашингтоне, я понял какой это великий живописец. А тут на выставке так много его великолепных  картин, и даже есть знаменитый Автопортрет 15 года. Я знаю, многих отталкивает его мрачный взгляд на мир, но здесь есть и светлые картины. А про мрачный взляд, ну что сказать, мир и в самом деле и тогда и сейчас полон горя и наверно нет другого художника, который изобразил бы его столь безжалостно. Конечно, я знаю, что уже давно были написаны «Триумф Смерти» и «Слепцы» Брейгеля, а за сто лет до Брейгеля  «Корабль Дураков» и «Сады наслаждений» Босха, но Босх обличает  гедонизм и глупость и цена за это - мучения в аду, а у Гойи этот ад уже на земле, полной насилия и мракобесия. Тем более это поражает на фоне современных ему других художников, где Война и Мир показаны как в известном фильме «Гусарскaя балада».  

Сходите на выставку.

2 comments:

Мария Васильева said...

Примечательно, что выставка после Бостона никуда больше не поедет, не в последнюю очередь из-за чувствительности к свету большого количества рисунков.Поэтому поспешите бронировать отель в Бостоне , чтоб насладиться творчеством Франсиско Гойи

Iosif said...

И мне тоже очень понравилась эта выставка.
Не то, чтобы я увидел Гойю по-другому или узнал какие-то новые стороны его творчества.
Гойя вообще, надо признаться, - не мой художник, и таким он и остался после выставки.
Но его портреты производят на меня сильнейшее впечатление с того дня, когда подростком впервые увидел подаренный Хаммером "Портрет актрисы Антонии Сарате".
Так все и осталось до сих пор.
На этой выставке портретов много, и почти все я увидел впервые.
Ошеломляющее впечатление!
При входе встречает его небольшой интереснейший автопортрет 1795-го года.
Ему 49 лет. Молодой, уверенный, во взгляде и позе что-то от торреодора. "Артист в силе". И это при том, что какая-то жуткая "таинственная болезнь" уже громыхнула и, невылеченная, откатилась, оставив его полностью глухим.
И дальше идут одни за другим большие одиночные портреты членов семьи герцогини Альбы. Ребенок 4-х лет в ярко-красном комбинезоне. Его бабушка с бантом в пышных волосах, бантом на груди, с веером и сверкающими сережками, и, наконец, родители мальчика, герцогиня Альба и ее муж, Хозе Мария Альварес. Эти и другие портреты - архитектор, его племянник, жена актера - удивительно живые и сложные. Красота и привлекательность его женщин не раскрываются в комментариях, их надо видеть. Это - незнакомая, невстречаемая больше красота. Но и его мужчины удивительно прекрасны. С нотами Гайдна в руках, не успевшие переодеться после охоты, опирающиеся на клавесин с лежащей на нем скрипкой.
Я советую взять наушники. Это, скорее, смартфоны. объединяющие интересный, не повторяющий настенные таблички рассказ, с дополняющим картины видеорядом.
И размещение картин не хронологически, а по темам мне показалось очень удачным
В общем, кто еще видел - спешите видеть. В этом я совершенно согласен с Савелием.