Popular Posts

Wednesday, November 12, 2014

Оffertorium. София Губайдуллина (1986)

Побывал на концерте BSO (Boston Symphony Orchestra), на котором играли "Оffertorium", концерт для скрипки с оркестром Софьи Губайдуллиной.
Я смутно помнил, что однажды слышал какое-то ее произведение в нашей (Свердловской) филармонии, но что она - композитор мирового уровня помнил четко, поэтому билет купил заранее. И был прав. Партер, во всяком случае, был полон.
Солировала совершенно неизвестная мне скрипачка из Прибалтики, Baiba Skride, откуда родом наш теперешний главный дирижер А Нельсонc. Играла она на скрипке Страдивари, одолженной ей Гидеоном Кремером, которому этот концерт посвящен. Играла необыкновенно. Таких звуков скрипки я не слышал. Такого звучания оркестра - тоже. Такого состава оркестра - просто никогда не бывало. Огромное количество разных ударных. Огромное количество скрипок. Рояль прятался где-то в глубине оркестра откуда звучал как дополнительный экзотический ударный инструмент. Но скрипка! Время от времени из нее извлекались максимально возможные высокие звуки, которые подхватывались какой-то тонко звучащей дудочкой, почти свистком, свистящем с переливами, недоступными скрипке. И это было необыкновенно красиво. Этот переход от скрипки к трелям дудочки прозвучал трижды, и после второго раза я стал ждать его и надеяться, и был вознагражден.
Что касается самой музыки, всего произведения в целом... Это была очень непонятная музыка. То есть совершенно непонятная, не рассчитывающая на мое сочувствие - это уж точно. Но несмотря на то, что композитор решала какие-то формальные задачи, эту музыку было поразительно интересно слушать. Tема, взятая у Баха, в первой части с каждым повторением уменьшалась на одну ноту с начала, а в третьей части эта же тема с каждым повторением уменьшалась на 2 ноты, одну с начала и одну - с конца. "Так в произведении возникает тема смерти", - написано в программке. Тем, кто заинтригован, что происходило с темой во второй части, спешу ответить - ничего. Eе там вообще нет.
Незнакомое звучание симфонического оркестра было поразительней всего. Финал 15-й симфонии Шоcтаковича производит на меня такое же впечатление "неземной", незнакомой музыки, сколько раз я его ни слышал.
В общем, это был интересный концерт. На нем я впервые увидел и услышал нового дирижера. Ничего не могу сказать о качестве его дирижирования, ничего в этом не понимаю. Но обратил внимание, как он создал рамку тишины вокруг концерта. Вначале, когда инструменты уже настроились и замолкли, он все не выходил. И зал замолчал - весь. И так в полной тишине прошло какое-то время. Потом он появился. А когда концерт кончился, когда инструменты уже все смолкли, он все еще не опускал рук. И так в полной тишине прошло какое-то время. Потом опустил.
Были сильные овации, для бостонской публики необычно долгие, их вызывали раз 5, не меньше.
Через какое-то время подготовлюсь и послушаю этот концерт снова. На You tube есть его запись в исполнении Олега Кагана. Может быть, тогда услышу тему Баха и прослежу ее исчезновение. Интересно, добавит ли это к восприятию музыки.

No comments: