Popular Posts

Sunday, October 26, 2014

Кино про Алексеева (2014) М.Сегал

Пост, присланный Таней из Москвы:

Сегодня посмотрела новый фильм М. Сегала "Кино про Алексеева". Мне очень фильм понравился. После "Рассказов" М. Сегал мне очень интересен как режиссёр точного взгляда и точной художественной формулировки выбранной темы. Точной, но не однозначной. И этот фильм - тройной вкладыш "рассказ в рассказе" - интересен тем, что у каждого вкладыша получаются свои тема и идея, и всё вместе создаёт объёмный образ человека во времени и жизни во времени. Мне понравились и все актёрские работы, не только любимый Збруев, и музыка, и песенные стилизации. Вообще Сегал очень талантлив и, надеюсь, стоек, если его ещё не перемолол Михалков. И, хотя фильм не лишен иронии ( а как ещё 30-летние могут относится к 70-летним?), он тёплый, умный, человеческий. Мне кажется, что он будет интересен как образ 60-70-х, созданный спустя полвека поколением детей.

4 comments:

Iosif said...

И мы посмотрели это кино вместе с посвященной ему пресс-конференциeй Сегала.
Несмотря на то, что я несогласен с Таней в оценке этого фильма, я готов порекомендовать его. Mне было интересно его смотреть.
По сравнению с "Оттепелью" это гораздо более серьезная попытка реконструкции каких-то важных черт 60-х - 70-х, как они представляются сегодняшним 30-40 летним.
Tо, что получилось, меня огорчило. Фильм выглядит как сбывшееся суровое предсказание:
"И прах наш, с строгостью судьи и гражданина, Потомок оскорбит презрительным стихом, Насмешкой горькою обманутого сына Над промотавшимся отцом."
В фильме появляются якобы реальные Андрей Тарковский, Солоницын, звучат слова, якобы написанные Бродским и Окуджавой, якобы альпинисты славят романтику альпинизма, а якобы космонавты поют якобы в невесомости якобы любимые песни под гитару. (Только Макаревич - настоящий, несыгранный, так он и не говорит пошлостей, подобных тем, которые режиссер, он же автор сценария, приписал Тарковскому). Сделано это для того, чтобы показать, в какое пошлое время мы, "отцы", были молоды, какие убогие песенки пели под гитару, с какой готовностью и без малейших угрызений совести стучали наши барды, каким треплом были наши кумиры (послушайте пресс-конференцию).
Ложный замысел - "горькая усмешка" фильма над главным героем, бардом Алексеевым, оказывается и художественно несостоятельным. Старый и забытый, Алексеев 2010-х показан сострадательным, чувствующим, значительным. Актер Сбруев в этой роли очень хорош. И, кстати, Татьяна Майст в роли любящей его женщины из 2010-х - поразительная. Но как мог из такого ничтожества, каким был "ранний" Алексеев, получиться человек с лицом и поведением Алексеева "позднего", фильм не дает никаких намеков. Несмотря на старания режиссера (послушайте пресс-конференцию), фильм получился не сложным, а просто несостыкованным, изменения Алексеева - необъяснимыми.
Вдруг понял, что я сейчас - как "персонаж" из пьесы Пиранделло (этот блог, Wednesday, November 5, 2014): Вот это - мы?! По-вашему, мы так говорили, так себя вели?! Не смешите! Наша "пьеса" была написана драматургом - не вам чета. Постарайтесь же хотя бы приблизительно воспроизвести ее, если вас действительно заинтересовала наша история.
PS. Фильм я посмотрел на одном из многочисленных сайтов, найденных по Яндексу. Некоторые сайты "застревали", но один "струил" практически без задержек.
Пресс-конференция режиссера: https://www.youtube.com/watch?v=PYaK-Dpqtwo

Saveli said...

Я посмотрел фильм и он мне понравился, хотя и сюжет не реальный и Тарковский карикатурный и "И прах наш, с строгостью судьи и гражданина, Потомок оскорбит презрительным стихом, Насмешкой горькою обманутого сына Над промотавшимся отцом." А что мы хотим от нового поколения, может только следующие становятся более терпимыми к предкам

Iosif said...

Танин отклик:
Мне не показалось, что молодой Алексеев стучал "с готовностью и без малейших угрызений совести". Мне показалось, что как раз мучался и во многом поэтому себя и растерял. Те благоглупости, которые произносятся в сделанных для Алексеева роликах, потому и звучат как глупости, что сыграны мало что понимающими статистами по просьбе любящей женщины, которая знает, что в своём нынешнем упадке Алексеев не сумеет понять, что это у этих "интервью" он единственный адресат и зритель.
Я не увидела в этом фильме насмешки над поколением отцов. Скорее, удивление его наивности и романтической неготовности к суровой прозе жизни. И. конечно, мне очень важен здесь мотив женской любви, пронесённой через жизнь вопреки глупости и пошлости поведения её объекта, любви, которая сумела понять, чтO самое нужное для любимого на его горестном закате. Ведь она ему заново подарила его же жизнь: он-то её вспоминает глупой, пошлой, предательской, а она рассказала ему, "как нужны были его песни его поколению и даже сегодняшним молодым". Ложь во спасение. Ложь любящей женщины.
Как я уже сказала, редкостно добрый для сегодняшнего российского кино фильм.

Unknown said...

Мне понравился фильм, о чем я поняла только в конце. Конец "очистил" фильм от всех намеков на пошлость и претензию. Реалии нашей тогдашней жизни показаны не как реалии, а как декорации: как взаправдашные Тарковский с усиками, и Терехова с родинкой над верхней губой, и групповой портрет Грушинского фестиваля, где для пущей всамделишности произносится имя Городницкого.
Здесь нет претензии на притчу, на обобщение. Здесь нет забытого барда: его просто НИКТО не знал (вспомните реакцию на его имя ребят на Грушинском фестивале). Этот одноразовый миф создан любяшей его женщиной, воплотившей в жизнь то многократно повторяемое клише о любви, якобы запущенное Тарковским: дай тому, кого ты любишь то, что ему нужно, например, когда он истекает кровью и пр. И она дала. Дала ему то единственное, что ему было нужно (как и любому из нас): ощущение того, что не зря, не бессмысленно, что это кому-нибудь нужно. Она инсценировала запись, договорилась с Макаревичем (для пущей натуральности), с "космонавтами", "геологами" и прохожей парочкой, в жизне не слахавшей имени этого "кумира" 60-х. Она в фотошопе изготовила газеты с отзывами Окуджавы и Бродского. По его выражению лица видно, что он никогда этого раньше не читал (естественно), но он поверил в эту клюкву (очень хотелось!). И пластинку тоже хотелось, наверняка это первая и последняя в его жизни, и чтобы имя его стояло между Высоцким и Визбором...
С таким же успехом она могла показать ему отзывы в прессе отечественных и зарубежных ученых о его вкладе в теоретическую физику. Он бы тоже поверил...
Поверил и блаженно заснул. Она подарила ему ощущение смысла, сыграла этот одноразовый спектакль и заплакала, как занавес опустила.