Popular Posts

Tuesday, February 26, 2013

Mozart, Piano concerto 23. Radu Lupu

Мы уже слушали однажды Раду Лупу, поэтому купили билеты на его выступление заранее.
Он играл 23-й фортепианный концерт Моцарта, чуть ли не самый популярный его фортепианный концерт.
Я наверное слышал его раньше, но это было точно до блога, поэтому ничего в памяти не осталось. Как, впрочем, и о том, что играл этот великий пианист в свой прошлый приезд в Бостон. Хотя блог уже был, но - не записал, и поэтому теперь уже тоже не помню.

Оказывается, широко известно, что вторая часть этого концерта производит сильнейшее впечатление. Я этого не знал, и, может быть, поэтому впечатление было действительно очень сильным. Это великая музыка, но Лупу и сыграл ее потрясающе.
Вот что пришло мне в голову уже давно, но, пожалуй, к этому концерту относится лучше всего.
Иногда, слушая музыку Вивальди или Баха или других композиторов 18-го века, я думаю - как они нас угадали?
Как они могли знать, что мы через 300 лет после них будем любить их музыку так же, а может быть, и больше, чем их современники?! Не просто любить, а с ума сходить во время ее исполнения, даже плакать?!
А иногда я думаю - они нас не угадали, они нас сделали, сформировали. Их музыка давно разобрана на кусочки и распылена в воздухе. И мы ей дышали, даже не зная о ней, даже если это была не в точности их музыка, а просто вдохновленная ей. Мы стали такими, какие мы есть, из-за их музыки. Что ж удивляться, что она на нас так действует.
Не поймите меня неправильно. Я слушал и слушаю очень мало музыки. Просто какая-то музыка вдруг действует на меня так, как никакое искусство и никакая реальность не действует. И когда я прихожу в себя, думать о том, почему это так - интересно.

Friday, February 8, 2013

Argo (2012) Ben Affleck


Фильм Арго, очень патриотичный американский фильм об успешной операции, получит, наверное, Оскара. Начало и конец фильма меня захватили. В начале показана стихия революционного народа. Персы издавна славились готовностью громить посольства. Тело Грибоедова долго таскали по улицам Тегерана, тогда они ненавидели англичан, или я что-то путаю. Середина довольна скучная, когда показывают, как убежавшие 6 человек прячутся и боятся, как-то всё это иллюстративно, неинтересно. Эпизоды с Голливудом - приятный всплеск талантливой игры. Но конец, последние 10-15 минут нельзя пропустить. Время спрессовано, секунда сюда, секунда туда, или провал, или успех. Слава богу, успели, вовремя подошли к телефону, хотя революционные дети на базаре тоже не дремали. А всё дело может в том, что швейцарским лётчикам и команде страшно надоел Тегеран с его сухим законом и революционерами с калашниковыми или ещё какими автоматами,  и никакие силы мира не смогли бы остановить или завернуть самолёт!

Thursday, February 7, 2013

"Мария Стюарт", Доницетти.

Вчера - благодаря Нине, с необычной настойчивостью посоветовавшей не пропустить, посмотрел оперу Доницетти "Мария Стюарт". Я - небольшой поклонник оперного искусства и сознаю это как обидную недоразвитость. Поэтому в прошлом году походил на несколько опер (как и эта, поставленных в Мете и показанных в кино с хорошим качеством) и опять понял, что еще нет, все еще не дорос. И сейчас, если бы не Нина, точно бы не пошел. И проиграл бы - крупно! По существу огромное впечатление на меня произвела только сцена встречи Марии Стюарт и Елизаветы. Но этого хватило, чтобы понять, какие оперы производят на меня огромное впечатление. Теперь, когда я знаю, как может быть, по-видимому, Верди выпадает целиком. Главная привлекательность Верди для меня были арии, которые поются солистом под "зажигательную" популярную мелодию. "Любовь свободна, мир чаруя" или "Тореадор, смелее в бой" или Заздравная из Травиаты, или "Сердце красавицы склонно к измене" и так далее. Открытие, сделанное на "Марии Стюарт", - это потрясающее многоголосие человеческих голосов и оркестра. Голоса солистов, особенно женские, добавляют к многоголосию сильные эмоции, и все вместе звучит совершенно необыкновенно. Мелодии тоже очень красивы, но не так, как у Верди. Я не могу их насвистеть, намурлыкать. Они сложны и их хочется слушать снова, именно из-за их сложной красоты. И еще. На протяжении всей оперы три-четыре солиста поют одновременно, но - разные темы, разные слова, пересекаясь и расходясь снова, и это тоже завораживает. И, конечно, а может быть, прежде всего, - голоса. Я не понимаю, почему Нетребко или Хворостовский - это так здорово. Но голоса Марии и Елизаветы действовали на меня как голоса сирен на Одиссея и его команду. Я впервые пожалел, что слушаю оперу не в театре, а кинотеатре, потому что звучание может быть хуже. В общем, если летом на Кейпе будут крутить в кинотеатре эту оперу, я обязательно постараюсь не пропустить ее.