Monday, March 22 2010 at 8.30pm @Yury's Piano 339 Watertown St.,Newton MA 02458
Дорогие друзья,
приглашаю вас на первую лекцию нового цикла "Особые тексты русской литературы».
Лекция 1. «Медный всадник» А. С. Пушкина как особый текст русской литературы.
В курсе предполагается рассмотреть следующие произведения:
1. Пушкин А. С. «Медный всадник»
2. Гоголь Н. В. «Мертвые души»
3. Чернышевский Н. Г. «Что делать?»
4. Толстой Л. Н. «Анна Каренина»
5. Достоевский Ф. М. «Братья Карамазовы»
6. Булгаков М. А. «Мастер и Маргарита»
С уважением,
Игорь Немировский
Игорь Немировский - выпускник Тартуского университета (1981), с 1984 - по 2006 год научный сотрудник Института Русской Литературы (Пушкинский Дом), приглашенный лектор в Гарвардском университете (2006), автор статей о русской литературе XIX века и книги "Творчество Пушкина и проблема публичного поведения поэта" (2003), доктор филологических наук.
Wednesday, March 17, 2010
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
5 comments:
Эта лекция мне показалась какой-то невнятной. Было много интересных замечаний, но никакое замечание не было развернуто в сколько-нибудь развернутый комментарий.
И все-таки было интересно!
Вот несколько замечаний:
- канонического текста Медного Всадника (МВ) нет. Есть две беловые рукописи, приготовленные Пушкиным к печати, но ненапечатанные при жизни, и напечатанный посмертно Жуковским усеченный вариант. В готовящемся сейчас новом академическом собрании Пушкина будет, скорее всего, не тот МВ, который был напечатан в предыдущем академическом издании (1949-го года).
- Пушкин объединил в поэме две традиции изображения Петра: письменную, апологетическую, и устную, апокалиптическую.
- В поэме Пушкин тяготеет к ветхозаветным образам и идеям (потоп, кумир)
- Петербург как город, его воплощение - одно из многих содержаний поэмы.
- Поэма - уникальный, базовый текст русской литературы, благодаря непроясненности ее меседжа (пытаюсь воспроизвести слово, которое лектор произносил часто, и которое меня каждый раз дергало), многоплановости ее содержания. Каждые 5-10 лет появляется статья, полностью пересматривающая прежние представления о МВ.
И было еще то, что всегда присутствует в лекциях Немировского: доскональность, полное владение материалом, просвечивающее и сквозь невнятность, непроработанность вчерашней лекции.
Скажи проще, не подготовился...
Из отклика, пришедшего из России:
...А словечко "меседж" стало модным. Теперь не "идея", не "главная мысль", не даже "боль автора" или "тревога автора", а сплошной "меседж"... в потоке "поюзать", "еврошуз" и т.п. до бесконечности
Немировский готовился. Он не только раздал вспомогательные материалы на 3 страницах с цитатами, но и заглядывал в напечатанный конспект. Хотя меня очень увлекла его идея расматривать произведения с постоянно обновляемыми интерпретациями, я был несколько смущён его "подсказкой", или гипотезой, что многочисленность трактовок связана с "непрояснённостью меседжа" (как сказал Иосиф). Немировский ушёл от ответа, видит ли он какаую-нибудь связь этой "непрояснённости" у Пушкина с известной "невнятностью" Пастернака. Мне показалось, что Немировский сузил описание до-МВ традиций описания петра, как письменной и апологетической vs. устной и апокалиптической. я бы скорее говорил об официальной (всё ж таки предок) и неофициальной (в мемуарах, например, Дашковой). Особенно меня удивила идея, что апологетическая традиция видела в петре исуса. Даже показалось, что это - натяжка для обоснования ветхозаветных образов в МВ, которая основала новую традицию. Но главная идея лекции мне так понравилась, что я решил не спрашивать о примерах. Жаль, конечно, что лектор не обсудил хоть парочку интерпретаций - но м.б. в пределах часа это было нереально... а может готовился, но не подготовился.
Nevnyatnost'-bol'shoe dostoinstvo,
primer- Gamlet, moghno traktovat'
neladno, chto-to... kak prizyv k bor'be prostogo datskogo naroda("mogil'shikov" prognivshego reghima) ili kak nasmeshku nad pochtennymi duhani.
Post a Comment