Popular Posts

Thursday, July 30, 2009

Лев Додин "Жизнь и судьба"

На самом деле мы сходили на два спектакля фестиваля Линкольн центра: "Борис Годунов" и "Жизнь и судьба".
Но о первом мне сказать практически нечего. Вначале смотреть было интересно, но к концу ничего не осталось кроме досады - зачем такое назойливое осовременивание, зачем в бассейн прыгать было, зачем было спектакль ставить?
А вот Додинский спектакль до сих пор перед глазами.
В нем есть поразительные открытия (для меня, видевшего мало): одновременность разных действий на сцене, такая полифония, когда нет одного центра, а каждая группа сама по себе. Кровать, которая вдруг оказывается не в частной квартире в Москве, а в центре концлагеря. На кровати занимаются своим, в лагере - своим. Взаимопроникновение разных жизней: лагерь, довоенное лето, Москва. И танцы, и песня, под которую маршируют заключенные - все поставлено сильно и выразительно.
Мне не мешали воспоминания о книге (кажется, начинал перед отъездом, но ничего не помню), поэтому я смотрел как будто это независимое произведение. Я знаю, что те, кто читал, морщились на спектакле: почему нет того или другого, почему так выпячена еврейская тема, почему Штурм говорит эти слова, хотя в книге он говорит противоположное. Книга, несомненно сложнее и глубже. Но спектакль получился убедительным, эмоциональным и очень запоминающимся.

No comments: