Редкий фильм мне настолько не понравился.
Кинулся читать рецензии. "Абсолютный шедевр" - универсальная оценка. Более детально? "Визуальное наслаждение". (Моя главная претензия к фильму - его можно пересказать, и ничего после пересказа в фильме не останется). "Каждый кадр - законченная картина" (Но я не умею смотреть фильм по отдельным кадрам!) "Много юмора" (отсюда я понял, что чувство юмора у меня напрочь отсутствует) - из рецензий я понял, что некоторые шедевры скрываются от меня, притворяясь заурядными, унылыми, мрачными, невыносимо длинными фильмами о социальном неравенстве.
Кинулся к другу, чье мнение почти всегда различается с моим, но тем не менее часто что-то объясняет, и уж точно всегда интересно. Ей, разумеется, фильм очень понравился. "Это кафкианский мир, это кафкианский абсурд, это люди не видят друг в друге людей", - сказала она. Ну, по крайней мере, над этим можно подумать. Я согласен, что ощущение мира как воплощение кафкианских фантазий, заслуживает внимания не менее, чем более светлое восприятие мира. Мое неприятие фильма не в его теме, а в том, как эта тема воплотилась. Залитые кровью лица, шампур - орудие пролетариата. Мне даже страшно ни разу не было. А смешно, кстати, было. Один раз. В сцене секса в одежде (так вот что такое секс в кафкианском мире!) она говорит ему - "По часовой стрелке". Это смешно почти как у Бунюэля, чье "Скромное обаяние буржуазии" я очень люблю.
И еще о киноассоциациях. Тема слуг, психологически подчиняющих господ и захватывающих власть в доме, была уже ярко и сильно воплощена в старом (1963 год) фильме Пинтера "Слуга". Идея, что социальных слоев не 2, а много, и каждый слой готов, говоря на кафкианском, пить кровь снизу и сверху, не добавила мне ничего в понимании жизни. Но финальный кадр фильма "Паразит" напомнил мне о финальном кадре моего любимого фильма. Сын возвращается к отцу - или ему это кажется - и обнимает его. "Солярис" Тарковского не оптимистичный фильм. И юмора в нем - шаром покати! Но если называть какой-то фильм подлинным шедевром - то "Солярис". У которого даже каннской ветви никакой не было, так, специальный Гран-при жюри.
Friday, January 31, 2020
Thursday, January 30, 2020
Шостакович, Камерная симфония. Бетховен, 4-й концерт для фортепиано с оркестром. Е.Бронфман. Дирижер А.Нельсон.
Побывали на замечательном концерте - в 1-м отделении исполнялась Камерная симфония Шостаковича и 4-й Концерт Бетховена для фортепиано с оркестром. Во 2-м отделении играли 9-ю симфонию Дворжака.
Камерная симфония - переложение для оркестра 8-го Квартета, написанного в 1960-м году. В ней не только многократно звучит его "автограф", D-S-C-H. В письме другу (И.Гликману) Шостакович писал об этом квартете: "...написал никому не нужный и идейно порочный квартет. Я размышлял о том, что если я когда-нибудь помру, то вряд ли кто напишет произведение, посвященное моей памяти. Поэтому я сам решил написать таковое». Я слышал и 8-й квартет, и Камерную симфонию раньше, в России. Это была очень трагическая, глубокая музыка. Когда она подходила к концу, угасая, как 15-я симфония, было ясно, что кончается жизнь. Почему-то этого трагизма в исполнении Шостаковича под управлением А.Нельсона я не чувствую. Так было и с его исполнением 15-й симфонии в прошлом году https://moviesarttalk.blogspot.com/2019/05/3-15.html
После небольшого перерыва начался 4-й концерт Бетховена, который я слышал впервые. Бетховен был солистом во время его первого публичного исполнения в Вене в 1808 году. Как написано в программе концерта, слушатели были ошеломлены его новизной. Я тоже, через 211 с лишним лет, был ошеломлен его новизной. Дело не только в том, что соло фортепиано открывает этот концерт. Я бы, наверное, не обратил внимания на эту деталь. Я заметил, что взаимодействие фортепиано и оркестра с самого начала - не концертное соперничество, а содружество, фортепиано говорит, а оркестр сопереживает. И говорит фортепиано о чем-то очень личном, задушевном, грустном - ну какое тут соперничество! Tак, ненавязчивая мелодия поддержки в первой части, мол, может быть, все еще будет хорошо, мол, еще не вечер... И вот, после того, как утихли аплодисменты после 1-й части (мы в Бостоне хлопаем не потому, что думаем, что конец, а потому что очень нравится), после того как отзвучали каденции, написанные Бетховеном, и началось, как говорят музыковеды, развитие тем концерта, во время длинного грустного соло фортепиано вдруг вступил весь оркестр, такой протяжный тихий вздох "Да уж..." Соло продолжается, и оркестр опять вступает с тихим протяжным вздохом "Э-э-х". Такой красоты, такого взаимопонимания, такого сочувствия оркестра солирующему инструменту я раньше не слышал. Им было чему сочувствовать, о чем грустить! Это было последнее публичное выступление Бетховена как солиста. Глухота стремительно прогрессировала.
Симфонию Дворжака мы не слышали. Впервые в жизни ушли после 1-го отделения. Во-первых, когда-то давно, еще в Свердловске, я послушал эту симфонию, и она мне совершенно не понравилась. А главное, впечатление после бетховенского концерта было настолько сильным, что я не хотел его расплескать.
На следующий день друзья упрекали меня за некультурность и очень хвалили исполнение Дворжака нашим замечательным оркестром.
Камерная симфония - переложение для оркестра 8-го Квартета, написанного в 1960-м году. В ней не только многократно звучит его "автограф", D-S-C-H. В письме другу (И.Гликману) Шостакович писал об этом квартете: "...написал никому не нужный и идейно порочный квартет. Я размышлял о том, что если я когда-нибудь помру, то вряд ли кто напишет произведение, посвященное моей памяти. Поэтому я сам решил написать таковое». Я слышал и 8-й квартет, и Камерную симфонию раньше, в России. Это была очень трагическая, глубокая музыка. Когда она подходила к концу, угасая, как 15-я симфония, было ясно, что кончается жизнь. Почему-то этого трагизма в исполнении Шостаковича под управлением А.Нельсона я не чувствую. Так было и с его исполнением 15-й симфонии в прошлом году https://moviesarttalk.blogspot.com/2019/05/3-15.html
После небольшого перерыва начался 4-й концерт Бетховена, который я слышал впервые. Бетховен был солистом во время его первого публичного исполнения в Вене в 1808 году. Как написано в программе концерта, слушатели были ошеломлены его новизной. Я тоже, через 211 с лишним лет, был ошеломлен его новизной. Дело не только в том, что соло фортепиано открывает этот концерт. Я бы, наверное, не обратил внимания на эту деталь. Я заметил, что взаимодействие фортепиано и оркестра с самого начала - не концертное соперничество, а содружество, фортепиано говорит, а оркестр сопереживает. И говорит фортепиано о чем-то очень личном, задушевном, грустном - ну какое тут соперничество! Tак, ненавязчивая мелодия поддержки в первой части, мол, может быть, все еще будет хорошо, мол, еще не вечер... И вот, после того, как утихли аплодисменты после 1-й части (мы в Бостоне хлопаем не потому, что думаем, что конец, а потому что очень нравится), после того как отзвучали каденции, написанные Бетховеном, и началось, как говорят музыковеды, развитие тем концерта, во время длинного грустного соло фортепиано вдруг вступил весь оркестр, такой протяжный тихий вздох "Да уж..." Соло продолжается, и оркестр опять вступает с тихим протяжным вздохом "Э-э-х". Такой красоты, такого взаимопонимания, такого сочувствия оркестра солирующему инструменту я раньше не слышал. Им было чему сочувствовать, о чем грустить! Это было последнее публичное выступление Бетховена как солиста. Глухота стремительно прогрессировала.
Симфонию Дворжака мы не слышали. Впервые в жизни ушли после 1-го отделения. Во-первых, когда-то давно, еще в Свердловске, я послушал эту симфонию, и она мне совершенно не понравилась. А главное, впечатление после бетховенского концерта было настолько сильным, что я не хотел его расплескать.
На следующий день друзья упрекали меня за некультурность и очень хвалили исполнение Дворжака нашим замечательным оркестром.
Wednesday, January 29, 2020
Простой карандаш (2019) Наталья Назарова
Пост Т.Бетчер (Москва)
Бывает, что книга или фильм тяжёлые, трагические, а в душе остаётся свет.
Фильм Натальи Назаровой «Простой карандаш» именно такой – светлый и со светящимся следом, как за самолётом в закатном солнце. Эта просветлённость отличает его от фабульно близких к нему «Дурака» Ю. Быкова, «Долгая, счастливая жизнь» и «Аритмия» Б. Хлебникова, других российских фильмов последних лет, исследующих дилемму: один в поле воин или не воин.
Конечно, главная удача режиссёра – выбор на главную роль Надежды Гореловой. Она естественно и убедительно смогла передать внутреннюю уравновешенность героини; идущую от осознанности каждого поступка силу, её твёрдость в понимании того, что есть право и правда, а что преступление и ложь, её расчёт только на себя и спокойное и неколебимое чувство человеческого достоинства. Антонина приезжает в крошечный карельский посёлок вслед за мужем-художником, осуждённым на 8 лет за «нападение на полицейского». Став учителем рисования и черчения в местной школе, она открывает не только детские таланты, но и в себе обнаруживает учительский дар. Но это Россия. Вокруг зоны, где находится её муж по ложному обвинению, царят нормы жизни и понятия уголовного мира, с которым, в отличие от других персонажей драмы, Антонина несовместима. На вопрос: « Вы вообще задумывались, как вы живёте, как вас все обманывают?!» – заданный соседке, та отвечает: «А зачем? Если бы я задумалась, то сошла с ума. Лучше не думать».
Недолгая история жизни петербуржaнки в северном посёлке – всего одна осень – рассказана с большим вниманием к деталям, с доверием к зрителю, понимающему контекст, с абсолютным знанием реалий российской захолустной жизни, не нуждающимся в аффектации. На бескрайних просторах России тысячи таких городишек и посёлков, возникших вокруг лагерных зон или превратившихся в лагерную инфраструктуру в связи с возникновением зоны. Сотни тысяч живут в них, не особо различая, по какую сторону колючей проволоки.
Откуда же свет? Возможно, от детских работ. Возможно, от вдохновения, с которым Антонина открывает детям совершенно новый мир. От чудной природы, которая, как всегда в нашем кино, противопоставлена уродству человеческой жизни. Возможно, от того, что вопреки Михалкову и К, делающим всё, чтобы народ не задумывался, такое кино в России создаётся.
Бывает, что книга или фильм тяжёлые, трагические, а в душе остаётся свет.
Фильм Натальи Назаровой «Простой карандаш» именно такой – светлый и со светящимся следом, как за самолётом в закатном солнце. Эта просветлённость отличает его от фабульно близких к нему «Дурака» Ю. Быкова, «Долгая, счастливая жизнь» и «Аритмия» Б. Хлебникова, других российских фильмов последних лет, исследующих дилемму: один в поле воин или не воин.
Конечно, главная удача режиссёра – выбор на главную роль Надежды Гореловой. Она естественно и убедительно смогла передать внутреннюю уравновешенность героини; идущую от осознанности каждого поступка силу, её твёрдость в понимании того, что есть право и правда, а что преступление и ложь, её расчёт только на себя и спокойное и неколебимое чувство человеческого достоинства. Антонина приезжает в крошечный карельский посёлок вслед за мужем-художником, осуждённым на 8 лет за «нападение на полицейского». Став учителем рисования и черчения в местной школе, она открывает не только детские таланты, но и в себе обнаруживает учительский дар. Но это Россия. Вокруг зоны, где находится её муж по ложному обвинению, царят нормы жизни и понятия уголовного мира, с которым, в отличие от других персонажей драмы, Антонина несовместима. На вопрос: « Вы вообще задумывались, как вы живёте, как вас все обманывают?!» – заданный соседке, та отвечает: «А зачем? Если бы я задумалась, то сошла с ума. Лучше не думать».
Недолгая история жизни петербуржaнки в северном посёлке – всего одна осень – рассказана с большим вниманием к деталям, с доверием к зрителю, понимающему контекст, с абсолютным знанием реалий российской захолустной жизни, не нуждающимся в аффектации. На бескрайних просторах России тысячи таких городишек и посёлков, возникших вокруг лагерных зон или превратившихся в лагерную инфраструктуру в связи с возникновением зоны. Сотни тысяч живут в них, не особо различая, по какую сторону колючей проволоки.
Откуда же свет? Возможно, от детских работ. Возможно, от вдохновения, с которым Антонина открывает детям совершенно новый мир. От чудной природы, которая, как всегда в нашем кино, противопоставлена уродству человеческой жизни. Возможно, от того, что вопреки Михалкову и К, делающим всё, чтобы народ не задумывался, такое кино в России создаётся.
Wednesday, January 22, 2020
The Song of Names (2019) F.Girard
Пост Т.Бетчер (Москва)
Я буду очень благодарна тому, кто, посмотрев этот фильм, объяснит мне, зачем в его последних кадрах жена главного героя говорит то, что говорит. Я обращаюсь с этой просьбой потому, что мне кажется, что эта сцена совершенно уничтожила фильм, уничтожила всю историю. Нет, я не совсем тупая и понимаю, что, таким образом, по мысли режиссёра, она помогает мужу освободится от памяти детства и юности, от привязанности к другу и стать внутренне свободным. Но разве она завтра умрёт? Разве она от него уходит? А как жить дальше? Зачем вливать разъедающий душу яд в сознание близкого человека?
Допускаю, что кому-то эти вопросы покажутся смешными, когда речь идёт о Холокосте, памяти и перевороте всей жизни. Но дело в том, что до этого момента я была глубоко погружена в историю возвращения в утраченную дружбу, сострадала и сопереживала, погружалась в мир довоенный, военный, послевоенный, соучаствовала становлению мальчишеской дружбы-соперничества и возмужания героев – словом, как зритель была вся во власти режиссёра, актёров, музыки, кинокадра, и вдруг…
В общем, я глубоко удручена. Если бы это было в моей власти, я бы просто вырезала эту сцену из фильма, чтобы все те чувства и мысли, что жили в душе на протяжении почти двух часов, остались во мне и со мной.
Оказывается, в 2013 году уже был снят фильм с таким названием и по этому же роману с Дастином Хофманом и Энтони Хопкинсом. Надо будет его посмотреть!
Я буду очень благодарна тому, кто, посмотрев этот фильм, объяснит мне, зачем в его последних кадрах жена главного героя говорит то, что говорит. Я обращаюсь с этой просьбой потому, что мне кажется, что эта сцена совершенно уничтожила фильм, уничтожила всю историю. Нет, я не совсем тупая и понимаю, что, таким образом, по мысли режиссёра, она помогает мужу освободится от памяти детства и юности, от привязанности к другу и стать внутренне свободным. Но разве она завтра умрёт? Разве она от него уходит? А как жить дальше? Зачем вливать разъедающий душу яд в сознание близкого человека?
Допускаю, что кому-то эти вопросы покажутся смешными, когда речь идёт о Холокосте, памяти и перевороте всей жизни. Но дело в том, что до этого момента я была глубоко погружена в историю возвращения в утраченную дружбу, сострадала и сопереживала, погружалась в мир довоенный, военный, послевоенный, соучаствовала становлению мальчишеской дружбы-соперничества и возмужания героев – словом, как зритель была вся во власти режиссёра, актёров, музыки, кинокадра, и вдруг…
В общем, я глубоко удручена. Если бы это было в моей власти, я бы просто вырезала эту сцену из фильма, чтобы все те чувства и мысли, что жили в душе на протяжении почти двух часов, остались во мне и со мной.
Оказывается, в 2013 году уже был снят фильм с таким названием и по этому же роману с Дастином Хофманом и Энтони Хопкинсом. Надо будет его посмотреть!
Wednesday, January 1, 2020
Arthur (1981)
I have never heard about this film, and I might be the only one, but in case neither have you, it is available on netflix and it is just a perfect comedy. Beware of a more recent remake, also on netflix. Apparently the butler in the movie was one of the top three British theater actors, and it shows (he got an Oscar for supporting role). Have fun watching and Happy New Year!
Monday, December 23, 2019
Большая поэзия (2019) Александр Лунгин
Пост Т.Бетчер (Москва)
На фильм «Большая поэзия» я пошла потому, что более несовместных явлений, чем поэзия и сегодняшняя Россия, трудно себе представить. Пошла, чтобы узнать (или понять) где, в чём сегодня можно открыть поэзию, да ещё «большую».
Это второй режиссёрский фильм сценариста Александра Лунгина, сына режиссёра Павла Лунгина, внука Семёна Лунгина, одного из авторов сценария незабываемого «Добро пожаловать или посторонним вход воспрещён» и Лилианы Лунгиной, подарившей всем нам не только Карлсона, но и почти всю Астрид Линдгрен с её всевозрастным юмором и тончайшей печалью. Мне кажется, эта генеалогия важна для понимания героев фильма Лунгина-младшего, того, что хотел сказать о них автор сценария и режиссёр Александр Лунгин.
Главные герои фильма «Большая поэзия», Виктор и Лёха, родившиеся в начале 90-х, и их старшие товарищи, родившиеся лет на 20-25 раньше, без сомнения, хохотали над фильмом «Добро пожаловать» и все смотрели очаровательный мультик, в котором Малыш и Карлсон так смешно говорят словами и интонациями бабушки режиссёра. Но не воспоминания детства объединяют действующих лиц, а участие в первой чеченской войне, затем в российско-украинском конфликте. Именно этот факт биографии объясняет и пост главы службы безопасности банка, и работу в частном охранном агентстве. Именно этот факт биографии лишает бывших солдат и их командиров возможности спокойно и достойно жить, выхолащивает их жизни, и они существуют в пустоте, не зная, чем её наполнить. Виктор пытается наполнить поэзией, тяга к которой возникла неожиданно для него самого.
События фильма происходят в ближнем Подмосковье, которое с недавнего времени называется «новая Москва». Это районы на месте бывших свалок, мусорных полигонов, застроенные новыми 30- 40-этажными домами, с неким подобием благоустройства, безликие, неодушевлённые, заселённые гастарбайтерами из среднеазиатских стран (бывших республик СССР) и люмпенами, вроде Виктора и Лёхи.
А. Лунгин не зря получил приз Кинотавра как лучший режиссёр: это, действительно, блестящая режиссёрская работа во всех отношениях. Где-то я прочла, что на съёмках фильма «Братство» о последних днях афганской войны Александр работал ассистентом режиссёра у отца. Почему-то мне кажется, что своим фильмом Лунгин-младший решил сказать об отработанных войной людях то, что не решился (или не смог) сказать отец. И высказывание это получилось очень жёстким и очень честным.
И исполнители главных ролей - Александр Кузнецов и Алексей Филимонов – оба были названы лучшими актёрами за Виктора и Лёху, потому что не верить им невозможно, не получается. Как не получается их оправдывать и любить. Мы можем только стараться их понять, но и принять не можем.
Мне трудно говорить об этом фильме, потому что он весь для тех, «кто понимает», то есть живёт в этой сегодняшней стране. Было бы легче отвечать на вопросы посмотревших, чем писать анонс.
В современном российском кинематографе мне важно увидеть, как он отражает сегодняшнюю российскую реальность, отрефлексировать с его помощью своё понимание происходящего. И «Большая поэзия», как мне кажется, самый не только честный, но и глубокий, и горький фильм о народной России. О «народной» - то есть об абсолютном большинстве людей, живущих сегодня на российской территории.
И поэзия в фильме, конечно же, есть. А эпитет «большая» можно понимать по-разному…
На фильм «Большая поэзия» я пошла потому, что более несовместных явлений, чем поэзия и сегодняшняя Россия, трудно себе представить. Пошла, чтобы узнать (или понять) где, в чём сегодня можно открыть поэзию, да ещё «большую».
Это второй режиссёрский фильм сценариста Александра Лунгина, сына режиссёра Павла Лунгина, внука Семёна Лунгина, одного из авторов сценария незабываемого «Добро пожаловать или посторонним вход воспрещён» и Лилианы Лунгиной, подарившей всем нам не только Карлсона, но и почти всю Астрид Линдгрен с её всевозрастным юмором и тончайшей печалью. Мне кажется, эта генеалогия важна для понимания героев фильма Лунгина-младшего, того, что хотел сказать о них автор сценария и режиссёр Александр Лунгин.
Главные герои фильма «Большая поэзия», Виктор и Лёха, родившиеся в начале 90-х, и их старшие товарищи, родившиеся лет на 20-25 раньше, без сомнения, хохотали над фильмом «Добро пожаловать» и все смотрели очаровательный мультик, в котором Малыш и Карлсон так смешно говорят словами и интонациями бабушки режиссёра. Но не воспоминания детства объединяют действующих лиц, а участие в первой чеченской войне, затем в российско-украинском конфликте. Именно этот факт биографии объясняет и пост главы службы безопасности банка, и работу в частном охранном агентстве. Именно этот факт биографии лишает бывших солдат и их командиров возможности спокойно и достойно жить, выхолащивает их жизни, и они существуют в пустоте, не зная, чем её наполнить. Виктор пытается наполнить поэзией, тяга к которой возникла неожиданно для него самого.
События фильма происходят в ближнем Подмосковье, которое с недавнего времени называется «новая Москва». Это районы на месте бывших свалок, мусорных полигонов, застроенные новыми 30- 40-этажными домами, с неким подобием благоустройства, безликие, неодушевлённые, заселённые гастарбайтерами из среднеазиатских стран (бывших республик СССР) и люмпенами, вроде Виктора и Лёхи.
А. Лунгин не зря получил приз Кинотавра как лучший режиссёр: это, действительно, блестящая режиссёрская работа во всех отношениях. Где-то я прочла, что на съёмках фильма «Братство» о последних днях афганской войны Александр работал ассистентом режиссёра у отца. Почему-то мне кажется, что своим фильмом Лунгин-младший решил сказать об отработанных войной людях то, что не решился (или не смог) сказать отец. И высказывание это получилось очень жёстким и очень честным.
И исполнители главных ролей - Александр Кузнецов и Алексей Филимонов – оба были названы лучшими актёрами за Виктора и Лёху, потому что не верить им невозможно, не получается. Как не получается их оправдывать и любить. Мы можем только стараться их понять, но и принять не можем.
Мне трудно говорить об этом фильме, потому что он весь для тех, «кто понимает», то есть живёт в этой сегодняшней стране. Было бы легче отвечать на вопросы посмотревших, чем писать анонс.
В современном российском кинематографе мне важно увидеть, как он отражает сегодняшнюю российскую реальность, отрефлексировать с его помощью своё понимание происходящего. И «Большая поэзия», как мне кажется, самый не только честный, но и глубокий, и горький фильм о народной России. О «народной» - то есть об абсолютном большинстве людей, живущих сегодня на российской территории.
И поэзия в фильме, конечно же, есть. А эпитет «большая» можно понимать по-разному…
Tuesday, December 10, 2019
Чайка. Arlekin Theater, Needham MA
Пост Нины Гольдмахер
В пятницу мы посмотрели "Чайку" Чехова в русском театре Arlekin Players в Нидаме.
Спектакль идёт по-английски. Это перенос Чехова в современность, с современными костюмами, минимальным реквизитом и интересным решением сценического пространства.
Я не очень люблю осовременивание классических пьес, но у них получилось. И актёры играют хорошо.
Зал маленький, сидите вы почти на сцене. Хотя я не восприняла некоторые режиссёрские находки, но большая их часть для меня сработала, надо только забыть про то, что это 19-й век. Талантливый спектакль. Они его продлили до 15 декабря. Мне понравилось,
В пятницу мы посмотрели "Чайку" Чехова в русском театре Arlekin Players в Нидаме.
Спектакль идёт по-английски. Это перенос Чехова в современность, с современными костюмами, минимальным реквизитом и интересным решением сценического пространства.
Я не очень люблю осовременивание классических пьес, но у них получилось. И актёры играют хорошо.
Зал маленький, сидите вы почти на сцене. Хотя я не восприняла некоторые режиссёрские находки, но большая их часть для меня сработала, надо только забыть про то, что это 19-й век. Талантливый спектакль. Они его продлили до 15 декабря. Мне понравилось,
Subscribe to:
Posts (Atom)