Popular Posts

Wednesday, January 29, 2020

Простой карандаш (2019) Наталья Назарова

Пост Т.Бетчер (Москва)
Бывает, что книга или фильм тяжёлые, трагические, а в душе остаётся свет.
Фильм Натальи Назаровой «Простой карандаш» именно такой – светлый и со светящимся следом, как за самолётом в закатном солнце. Эта просветлённость отличает его от фабульно близких к нему «Дурака» Ю. Быкова, «Долгая, счастливая жизнь» и «Аритмия» Б. Хлебникова, других российских фильмов последних лет, исследующих дилемму: один в поле воин или не воин.
Конечно, главная удача режиссёра – выбор на главную роль Надежды Гореловой. Она естественно и убедительно  смогла передать внутреннюю уравновешенность героини; идущую от осознанности каждого поступка силу, её твёрдость в понимании того, что есть право и правда, а что преступление и ложь, её расчёт только на себя  и спокойное  и неколебимое чувство человеческого достоинства.  Антонина приезжает в крошечный карельский посёлок вслед за мужем-художником, осуждённым на 8 лет за «нападение на полицейского». Став учителем рисования и черчения в местной школе, она открывает не только детские таланты, но и в себе обнаруживает учительский дар. Но это Россия. Вокруг зоны, где находится её муж по ложному обвинению, царят нормы жизни и понятия уголовного мира, с которым, в отличие от других персонажей драмы, Антонина несовместима. На вопрос: « Вы вообще задумывались, как вы живёте, как вас все обманывают?!» – заданный   соседке, та отвечает: «А зачем? Если бы я задумалась, то сошла с ума. Лучше не думать».
Недолгая история жизни петербуржaнки в северном посёлке – всего одна осень – рассказана с большим вниманием к деталям, с доверием к зрителю, понимающему контекст, с абсолютным знанием реалий российской захолустной жизни, не нуждающимся в аффектации. На бескрайних просторах России тысячи таких городишек и посёлков, возникших вокруг лагерных зон  или превратившихся в лагерную инфраструктуру в связи с возникновением зоны. Сотни тысяч живут в них, не особо различая, по какую сторону колючей проволоки.
Откуда же свет? Возможно, от детских работ. Возможно, от вдохновения, с которым Антонина открывает детям совершенно новый мир. От чудной природы, которая, как всегда в нашем кино, противопоставлена уродству человеческой жизни. Возможно, от того, что вопреки Михалкову и К, делающим всё, чтобы народ не задумывался, такое кино в России создаётся.

No comments: