Popular Posts

Monday, September 1, 2025

"The Book of Esther in the age of Rembrandt". Выставка в Еврейском музее, Нью Йорк.

 В начале августа съездили в Нью Йорк на выставку "The Book of Esther in the age of Rembrandt".
Замечательная выставка! Причем, что было совершенно неожиданно, сильное впечатление произвели не столько картины, хотя и они тоже, сколько то новое, что я узнал об Амстердаме времен Рембрандта. 
Главная неожиданность - протестантская Голландия в начале и середине 17 века представляла себя евреями времен Мордехая и Эстер. Как? Почему? В частности, потому, что после изгнания из Испании евреи стали появляться в Голландии во всевозрастающих количествах. (Настолько, что в 1619 году был принят закон об ограничениях для евреев. Он не ограничивал их переселение или свободу вероисповедания, "только" их экономические и политические права, типа занимать общественные должности, заниматься некоторыми видами торговли, жениться на христианских женщинах и т.д. )
И вот стали появляться статьи и говориться речи о том, что "среди нас" появятся и уже появились герои, наши собственные Мордехаи и Эстер, готовые пожертвовать собой ради спасения своего народа. (Война за независимость от Испании то замирала (перемирие 1609-1621), то возобновлялась).
Стали появляться свитки "Мегилат Эстер" - на Иврите и испанском. Несколько стендов на выставке показывали свитки разных размеров, украшенные разной красоты орнаментами. Проходили балы в масках и костюмах на темы Пурима. И самое поразительное - на стендах показаны тексты Пуримшпилей, которые голландцы стали ставить в Амстердаме в частных театрах. В первом в стране общественном театре Амстердама, открытом в 1637 году, Пуримшпиль шел в 1-м сезоне! Я уверен, что Рембрандт был среди его зрителей вместе с Саскией. 
А теперь немного о картинах по порядку развески.
 - Автопортрет Рембрандта, 1629 года, одолженный у музея Изабел Гарднер. Все главные картины еще впереди, но совершенно бесспорна гениальность автора.
 - Гелдер, его последний ученик. "Эстер и Мордухай пишут письмо турецкому... тьфу, персидским губернаторам". Работа 1685 года, лица и свет, падающий на них - совершенно рембрандтовские. Картина написана "long after Rembrandt's style has gone out of favor", пишет табличка. Господи, а что пришло взамен-то?! Ничего не приходило в голову. Погуглил. Ну да, Гойя. А кроме, говорит Гугл, Ватто. Тьеполо. Каналетто и др. А других даже не слышал никогда!
 - Его же "Ахашверош и Аман", тоже написанная в 1680-е. Какие современные выражения лиц, сложные, достоверные!
 - Мой любимый весёлый Ян Стин. Что-то на тему Пурима с пышнотелой голландкой Эстер. Ну понятно, а как бы она иначе выиграла конкурс красавиц?!
 - Gorzius Geldorp "Ахашверош зовет Эстер", когда написана - неизвестно, но в 1619м он уже умер. Неожиданно христианская интерпретация истории, как пишет текст под картиной. Ахашверош - как бы Иисус (?), Эстер как бы Мария (Магдалина? мать Иисуса?) . Oн смотрит на нее с любовью, а она - видно, что боялась раньше, а теперь приникает к нему, робко глядя снизу вверх. И как это все передано!

И - последний эпизод этой необычайной выставки.
Всё посмотрели, осталось время до закрытия, пошел обойти еще раз, не пропустил ли чего.
В одном из залов подходит служитель. 
 - Простите, я заметил, вы всё время что-то записываете, что вы пишете? Просто интересно.
 - Пишу о том, что вижу, а то потом все забывается. Уж очень неожиданная выставка. И картины, и пояснения.
 - А, понятно. Вы знаете, я вот думаю, что у людей слово Jew как-то связывается со словом Бог, и поэтому евреев не любят те, кто не любят Бога.
Вначале обалдел, потом возразил: А католическая церковь? Ну, может быть, вы правы в отношении фашизма, у них евреи связаны с Богом. 
 - А вы читали, что было в театре, где играли первые Пуримшпили? 
Я не читал, и он повел меня в зал, где выставлены тексты Пуримшпилей. Там оказался пропущенный мной текст о том, что во время 2-й мировой войны в театре был сборный пункт, из которого евреев отправляли концлагеря. (Тот, первый театр, сгорел в конце 17-го века, но быстро был построен новый, взявший то же имя).
Прочел, поблагодарил, стали прощаться.
 - Меня зовут Иосиф, а как вас зовут?
 - Саул.
 - ??
 - У моей мамы было две дочки, она просила у Бога сына, и я родился. Вы же знаете, евреи просили у Бога царя - и вот, первым царем стал Саул. Вот она меня и назвала, как будто я выпрошен ею у Бога.
 - Какая красота! Можно я вас сфотографирую?

Так что мы не только побывали на отличной выставке, но и познакомились с Саулом, выпрошенным у Бога. Договорились, что всегда, когда будем приходить в Еврейский музей, будем теперь встречаться.