Popular Posts

Sunday, December 22, 2024

Мужчина и женщина (К.Лелюш) 1966

 


Совершенно не помню, когда я увидел этот фильм в первый (и единственный до вчерашнего вечера) раз.

В Свердловске в конце 60-х? В Индианаполисе в начале 90-х? Неважно, потому что все равно ничего не помнил, совсем ничего, кроме та-бада-бада, та-бада-бада... И это тоже не помнил, пока вдруг этот мотив не возник из ничего осенью в Грузии и уже не отпускал. 

Посмотрел. Сам уже такой старый, неромантичный. Скучающий на (ужасно затянутых!) кадрах гонок, а главное - не понимающий, что героиня могла найти в герое, таком невыразительном в каждом своем движении. 

Но всё ещё понимающий очарование Анук Эме, ее взглядов, ее улыбки. 

И все-таки главное впечатление от фильма - не прекрасная Анук Эме, а режиссер Клод Лелюш. Поэзия фильма - вот что, оказывается, помнилось все эти годы. Помнилась "атмосфера добра, любви и мягкого света", как говорится в одной замечательной рецензии, на которую я дам ссылку ниже. Нежность и мягкость постельной сцены, неожиданный для самой героини конец не только этой сцены, но и их отношений - это всё он, Клод Лелюш, его фильм, его сценарий.

А сегодня узнал из той же рецензии, что Лелюш создал трилогию с теми же актерами. "20 лет спустя" и "50 (!) лет спустя". Второй фильм, похоже, провальный, а третий мы посмотрим сегодня вечером. 

https://dzen.ru/a/X2RatDWWBHm5_mWt?ysclid=m508krzs29200767180

2 comments:

Iosif said...

Комментарий Т.Бетчер:
А я очень хорошо помню, когда впервые увидела фильм «Мужчина и женщина». Это было в новогодие 1977/1978. В главном кинотеатре Свердловска «Космосе» проводился уже традиционный фестиваль «Из собрания Госфильмофонда». В первой части программы показывался какой- то советский фильм, а во второй иностранный. И посчастливилось купить билеты и попасть на «французское кино» (зал на 2 с лишним тысячи человек на этот фестиваль раскупался заранее и в очередях)!

Помню состояние обалдения после фильма. Па-ба - да-ба- да, конечно, впечатались в мозг на всю оставшуюся жизнь, как и взгляд Анук Эме, но обалдение было да, от поэзии такого простого повествования. И такого непростого одновременно. И от всего такого свободного и французского — сигарета, черные бельё и чулки, на треть налитый бокал белого вина, безумные гоночные машины и безлюдный простор зимнего пляжа… Не знаю, сколько раз с тех пор смотрела этот фильм, но точно знаю, что ни за что не буду смотреть никакое продолжение. Фильм заканчивается тем, что он ждёт её на перроне парижского вокзала после её такого неожиданного и непонятного ему ухода из гостиницы, и неизвестность того, встреча это или «невстреча», — самое поэтичное, самое сокровенное в этом фильме. И поэтому фильм Лелуша, спустя почти 60 лет, волнует и очаровывает.

Iosif said...

Интересно, что сколько бы раз не смотрела с тех пор, запомнилось только первое впечатление. А то, что он прекрасно понимает, почему она ушла (вместе с ним) из гостиницы, - она ему объяснила это! - и то, что фильм кончается их встречей (и жизнью вместе после этого, как мы узнаём из следующих фильмов, которые ты же все равно не собираешься смотреть) - вылетает из памяти, потому что не вписывается в первое впечатление.
Я не буду смотреть второй фильм трилогии, но третий мне понравился больше первого.