Popular Posts

Sunday, November 21, 2021

You will not play Wagner

 


Несколько вечеров назад состоялась премьера этой очень хорошей, на мой взгляд, постановки.

Эта постановка мне понравилась по многим причинам. 

Мастерство режиссера, Лили Левитиной, сделавшей в зумовском формате в ковидный год (!) фильм-спектакль, который смотрится на одном дыхании.

Замечательное актерское мастерство исполнителей главных ролей: молодого израильского дирижера, выбравшего для своего конкурсного выступления произведение Вагнера. И единственного спонсора этого конкурса, богатой американки, пережившей Холокост. Она пытается убедить молодого человека отказаться от своего выбора. Именно убедить, а не заставить отказаться под угрозой отмены конкурса.

В этом диалоге, точнее, яростном споре, где каждый отстаивает позицию, которая ему кажется абсолютно правильной, мастерство автора пьесы, южноафриканского художника и драматурга Виктора Гордона произвело на меня, пожалуй, самое сильное впечатление. 

Потому что обе позиции представлены убедительно и ярко. 

Написано так, что я не знаю, на чьей стороне автор. Поставлено так, что я не знаю, на чьей стороне режиссер. Они дают высказаться дирижеру, убежденному, что пора оставить позади память о Холокосте, хватит чувствовать себя его жертвой. Пора понять, что мы сильны настолько, что можем взять лучшее в немецкой или любой другой культуре независимо от того, как авторы относились к евреям или Холокосту. Тем более, что Вагнер умер задолго до Холокоста и не виноват в том, как использовал его музыку Третий рейх.   

И мы слышим старую женщину, пытающуюся объяснить "юному дарованию", что нацизм взял своим символом музыку Вагнера неслучайно. Что она, учившаяся скрипке в детстве, была  в концлагерном оркестре, и они играли там Вагнера. Время на вашей стороне, - говорит она дирижеру. Подождите, - просит она, - пока мы уйдем. 

Они не договорились. Но их спор помог мне решить, на чьей я стороне.

Перед премьерой на экране появился вопрос: "Как вы считаете, надо ли исполнять Вагнера?" Предлагалось 3 варианта ответа: Да. Нет. Сложно ответить однозначно. Через несколько минут  появился результат опроса: 75%, я в их числе, выбрали третий ответ, оставшиеся голоса разделились между Да и Нет примерно поровну. 

После просмотра появился другой вопрос: "Как вы считаете, следует ли дирижеру из пьесы исполнять Вагнера?" Предлагалось 2 ответа: Да или Нет. Вскоре появился результат: Нет - 75%. Я снова оказался с большинством. Пьеса существенно изменила мой взгляд на эту проблему.

Всего 2 года назад эта тема в блоге уже обсуждалась (https://moviesarttalk.blogspot.com/2019/08/blog-post.html). Была активная дискуссия За и Против. Пьеса и режиссер помогли мне понять вот что. 

Пока живы те, у кого музыка Вагнера вызывает в памяти кошмары, через которые они прошли, вызывает потому, что она звучала в этих кошмарах, я не буду слушать Вагнера. И если люди, пережившие Холокост, будут протестовать против его исполнения в Бостоне, я поддержу их.    Не потому, что Вагнер был яростным антисемитом, а потому, что он стал символом фашизма. Антисемитизм деятелей прошлого, русских писателей или французских просветителей, отвратителен, но их произведения не вдохновляли на погромы и массовые убийства. 

"Память о Холокосте, - сказал мне недавно один замечательный собеседник, - для человечества, может быть, даже важнее, чем для евреев. Может быть, этот ужас потому и произошел с нами, что мы никогда ничего не забываем, и через нас человечество помнит?"  

Постановку можно посмотреть здесь: https://www.youtube.com/watch?v=xPcFWY6PACE

Не знаю, как долго она будет доступна.


2 comments:

Iosif said...

Комментарий Татьяны Бетчер (о.Шпицберген)
С огромным интересом прочла твой пост о пьесе «You will not play Wagner”.
Я хорошо помню твои впечатления о встрече с его музыкой, помню свои впечатления и абсолютно согласна с тем, что однозначно и просто решить вопрос об исполнении или неисполнении музыки Вагнера не получается. Во всяком случае, пока не полностью ушло поколение, пережившее Холокост, а, возможно, и его дети, т.е. мы. Конечно, не мог он предположить, что Гитлер сочтёт именно его музыку воплощением и выражением арийского духа и что под неё будут топить печи евреями и цыганами. Но ведь не Брамса и не Бетховена выбрал, а Вагнера. Значит что- то такое воплотил и выразил.
Честно говоря, я всегда с полным безразличием отношусь к антисемитизму великих людей. Это что- то иррациональное, возникающее в человеке как идиосинкразия к молочной пенке или птичьему пуху. Конечно, пока это не превращается в призывы к изгнанию, очищению, поражению в правах и уничтожению. Пока это на уровне инстинкта, это проблема человека, когда превращается в идею - проблема общества. Мне нравятся оперы Вагнера, но я проживу без них, если буду знать, что моё желание их слушать кому- то причиняет боль и страдание.

Iosif said...

Перечитал свой пост о Вагнере двухлетней давности и понял, что бы я ответил сейчас на свой аргумент (Сам Герцль слушал его во время работы над статьей "Еврейское государство") в пользу исполнения Вагнера.
Герцль слушал его в начале века. Тогда Вагнер был просто гениальным композитором. Тогда и свастика была обыкновенным символом благополучия у многих народов древнего мира.