Popular Posts

Sunday, April 14, 2019

The Lehman Trilogy

Пост Марины Кузнецовой

На прошлой неделе посмотрела в Park Avenue Armory, New York, спектакль The Lehman Trilogy, 
привезенный лондонским National Theatre
Этот спектакль я отношу у числу своих самых сильных театральных впечатлений. Спектакль о приехавших из Баварии в конце XIX века трех братьях 
Lehman, ставших здесь знаменитыми Лиманами. Поставил его Sam Mendes. В спектакле заняты три актера, которые  перевоплощаются за долю секунды и мгновенье паузы во всех упоминаемых в пьесе персонажей (мужчин и женщин, стариков и детей), преображаясь у вас на глазах, даже не переодеваясь. Эту трагедию успеха на протяжении всего спектакля сопровождает щемящий мотив Ойфн Припечек, который не может вытравить ни эмиграция, ни даже ассимиляция. Спектакль в Нью Йорке идет до 20 апреля. Очень советую не пропустить трансляцию в Coolidge Corner Theater 30 июля.
Sam Mendes говорит, что в Лондоне и Нью Йорке этот спектакль играется по-разному. В Лондоне это, почему-то, комедия. В Нью Йорке это меньше всего было похоже на комедию, за три часа в зале никто ни разу не засмеялся. Трансляция, наверное, из Лондона.
Внизу – ссылка на интервью с Sam Mendes 

4 comments:

Iosif said...

Я еще не видел этого необыкновенного спектакля.
Необыкновенный он уже потому, что Марина называет его одним из ее "самых сильных театральных впечатлений".
Марина - театрал в классическом, старинном понимании этого слова. Она видела все значительные постановки в Москве, пока не уехала оттуда, в Нью Йорке и, конечно, в Бостоне, где она сейчас живет. Мы с ней часто не совпадаем в оценках, но ее мнение мне всегда очень интересно.
Поэтому я уже купил билеты в Coolidge Corner Theater, что и советую сделать всем, в чьих городах есть кинотеатры, показывающие программу National Theater Live




Iosif said...

Благодаря настоятельной рекомендации Марины, и мы, наконец, посмотрели этот необыкновенный спектакль.
Мне, собственно, нечего особенно добавить к тому, что написала Марина.
Те, кто посмотрел этот спектакль, его не забудут. Это - Театр. Мне пытались рассказать, что мне предстоит увидеть, и я не мог это себе представить. Потому что это невозможно пересказать. Это надо видеть.
Из виденного в Америке только 3 спектакля приходят мне на ум как равные по силе театрального воплощения: "В ожидании Годо" (https://moviesarttalk.blogspot.com/2013/11/blog-post.html), "Жизнь и судьба" в постановке Л.Додина ( https://moviesarttalk.blogspot.com/2009/07/blog-post_30.html) и "Венецианский купец" в постановке Д.Тресняка (https://moviesarttalk.blogspot.com/2011/04/blog-post_06.html)
Но кроме театра как такового есть еще пьеса. И вот с пьесой у меня есть проблема. Из интервью, приведенного в посте Марины, оказалось, что автор пьесы имеет неожиданное отношение к еврейству. Я перескажу эту странную историю, происшедшую в наши дни, для тех, кому трудно слушать быструю английскую речь.
Автор пьесы, итальянец, родился в католической семье и воспитывался католиком, но рос хулиганом. Однажды его отец, хозяин фабрики, спас жизнь своему рабочему, оказавшемуся евреем. Через какое-то время этот рабочий приходит домой к хозяину и говорит: Вы спасли мне жизнь. По правилам моей религии вы - почетный еврей. Чем я могу вам помочь (!), какие у вас есть проблемы? - У меня одна проблема, - отвечает хозяин, - сын растет хулиганом. - Понятно, - говорит рабочий, - я буду брать его после школы к себе, он будет ходить со мной в синагогу, и все будет в порядке. Так и произошло. В течение всего подросткового возраста автор пьесы, Stefano Massini, был католиком в первую половину дня и иудеем - во вторую.
Отсюда - еврейская тема, сквозная тема спектакля, переданная внимательным, но посторонним соглядатаем. Отсюда - постоянное ощущение, не покидавшее меня особенно в третьей части спектакля, что мне показывают еврейскую алчность, еврейское жлобство (сватовство Эммануила). К эпизоду символического зловещего танца в финале, выглядящего уж совсем как недавняя карикатура из Нью Йорк Таймс, мне было ясно, что еврейские банкиры виноваты в пороках капитализма вообще и в депрессиях 1929-го и 2008-го годов в особенности.
Любопытно, что в пьесе подчеркивается, что неуклонный отход поколений этой семьи от еврейской традиции и обрядов привел их и мир вокруг к такому плачевному результату.
Ну и еще пьеса пропитана идеями Ю. Харари (краткое изложение - например, здесь, в его выступлении https://www.youtube.com/watch?v=nzj7Wg4DAbs), которые мне совершенно не нравятся.
Да, но ведь пьеса, особенно вначале, так поэтична, остроумна, динамична!
И как это все вместе соединить с ее ложной, на мой взгляд, идеей, с ее антисемитскими интонациями?
Не знаю.
Вот - на самом деле - не знаю.

Iosif said...

Из последовавшей переписки с Мариной Кузнецовой выяснилась интересная деталь:
Постановки в Лондоне (которую показывают в кино) и в Нью Йорке (которую видела Марина) отличаются по крайней мере в одной, но существенной детали. В них играется разная музыка.
В лондонской постановке - оригинальная, написанная специально для спектакля музыка, в которой мое музыкально неразвитое ухо не услышало ничего еврейского.
В нью йоркской - на протяжении всего спектакля звучит мелодия "Афн припечек", песня, которую я выучил когда-то от своей бабушки.
Это, конечно, большая разница.
Для бостонских читателей - Coolidge Corner добавил еще один один день показа этого спектакля, 27 августа. Был бы в городе - может быть, пошел бы еще раз.

Saveli said...

Ну вот и я наконец посмотрел «The Lehman Trilogy». Очень хороший спектакль и очень хорошая игра актеров. Но я не о том, а об антисемитизме в спектакле. На мой взгляд в нем его не больше чем италофобии в «Крестном отце». Конечно, тот, кто не любит итальянцев найдет в «Крестном отце» подтверждения всем своим стереотипам, а антисемит всем своим в «The Lehman Trilogy», но ему, наверное, и так все ясно. Понятно, что, К сожалению, бандиты и убийцы выглядят нам более романтично, чем банкиры и мошенники, но что тут скажешь.
И еще о «Crucible». Я смотрел его в НЙ и может здесь в Бостоне были другие акценты, но пьеса, написанная и поставленная в период маккартизма, была не столько об неправедном суде и совсем не о религиозном мракобесии, а о «охоте не ведьм», которая раскручивает сама себя.