Popular Posts

Tuesday, December 29, 2015

Ida. P.Pawlikowski (2013)

Этот фильм, получивший Оскара как лучший иностранный фильм в этом году (интересно, что соперничал с ним "Левиафан" (Блог от 18 января 2015 г.) ), я собирался посмотреть давно. Спасибо, Савелий, за неустанное напоминание.
Мне фильм понравился, хотя оставил в некоторой растерянности.
Он замечательно сделан. Черно-белый, графически даже избыточно красивый. Если героиня поднимается по лестнице, то перила этой лестницы привлекают такое же внимание, как и героиня. Что же говорить о пейзажах!
Но психологическая драма, развертывающаяся на фоне грустной поздне-осенней красоты окружающего мира, осталась для меня нераскрытой.
Если кто-то еще не смотрел и собирается посмотреть, дальше читать не надо, элемент неожиданности в фильме важен.

Для тех, кто продолжает чтение, - мне многое понятно в поведении тети-прокурора. Но что происходит с девочкой для меня осталось загадкой.
То, что на нее не произвело никакого впечатления известие о своем происхождении, я могу себе представить. Но то, что она "вошла" в живую жизнь с ее грустной поздне-осенней красотой, с нежным замечательным мужчиной, и эта жизнь не привлекла ее - вот где для меня загадка. Понять бы тогда, что там, куда она возвращается? Что потянуло ее обратно? Жизнь в монастыре показана совершенно невыразительно. Ложки, стучащие в такт, купание в бане в одежде, скульптура (вместо людей!), с которой она разговаривает...
Я не говорю, что так не бывает. Но хотелось бы понять...

2 comments:

Iosif said...

Комментарий Тани из Москвы:

<...> фильм произвёл очень сильное, глубокое впечатление своей сосредоточенностью на самых сущностных вопросах жизни, без решения которых для самого себя, в самом себе, жить невозможно. Невозможно выносить жизнь в мире, который сделал всё, чтобы тебя не было, и всё, чтобы ты была.
Эта сосредоточенность подчёркнута форматом кадра, его черно-белым аскетизмом, немногословностью, музыкальными акцентами и даже временем года – поздней осенью. Конечно, я не могла не вспомнить фильм «Последствия» Вл. Пасиковского, «Переводчика Д. Штайна» Л. Улицкой и, само собой, – «Выбор Софи» Стайрона, но и в этом контексте Фильм Павликовского не оказывается перепевом темы, не вторичен. Долго, на протяжении почти всего фильма мне казалось, что его надо было назвать «Ванда» - по имени тётки Иды, что именно она главная трагическая героиня. Но финал дал ответ на этот вопрос: после узнанного, увиденного, пережитого Ида возвращается в монастырь, чтобы молиться за возвращение Бога в души людей, убивших её семью. Это её ответ на вопрос Ванды: «А что ты будешь делать, когда увидишь, что там, где убили твоих родителей, Бога нет?».

<...> Придя домой, посмотрела рецензии. Эти две показались наиболее интересными:
http://vozduh.afisha.ru/cinema/ida-pavla-pavlikovskogo-vazhnyy-film-kotoryy-vy-veroyatno-ne-videli/
http://www.svoboda.org/content/transcript/25439775.html

Sasha said...

Это неожиданно замечательный фильм. Часто возникает чувство, что таких фильмов больше не будет. Язык не поворачивается сказать, что что я радуюсь своей ошибке – слово радость к этому фильму не подходит. Но именно потому, что он хорош, он не чернуха. Ни разу не возникло желания прекратить просмотр.
Что там замечательно, это что почти не говорят. А чего говорить, всё и так ясно. К сожалению. Зато можно посмотреть. И я не согласен с Иосифом, что там показана красота окружающего часто. Наоборот, города убоги, стены пооббиты, дороги грязны, а уж люди как искалечены.
Почему Ида пытается уйти из монастыря и испробовать мирской жизни? Ну хотя бы потому, что это почти единственный совет, который ей даёт Ванда – последний родной человек. Ванда говорит ей, что она должна узнать, от чего отказывается. И Ида всё честно и усердно пробует. Она вообще очень серьёзно подходит ко всему. Почему она от мира отказывается, что она нашла в монастыре? Туда идут не за развлечениями, а прежде всего, наверно, потому, что нет сил выносить все эти мерзости, которые нас окружают, и чтобы был какой-то смысл. Музыкант Лис говорит Иде: «Мы поженимся, нарожаем детей, и будем жить.» И Ида спрашивает его: «А потом?» Это не вопрос, а объяснение, почему она возвращается в монастырь. Поверхностный смысл тут на тему загробной жизни, но он, наверно, неправильный, подозреваю, что догмат обещает хорошему христианину рай, даже если он не монах. Скорее, это о том, что так как будто примиряешься с этой невыносимой действительностью, как будто можно забыть всё. А Ида не такая. Она не подает руки Феликсу, живущему в доме её родителей. И это она ещё не знает, что именно он сделал.
Необыкновенно привлекательный человек получился. Редко так выходит.