Popular Posts

Tuesday, October 22, 2013

Выставка Шагала в Еврейском музее на Манхеттене: http://www.thejewishmuseum.org/exhibitions/chagall-love-war-exile

Выставка небольшая - около 50 работ, 20-е - 40-е годы, но очень емкая и великолепно организованная. Рекомендую взять "слушалку" и читать пояснения. Создается удивительная картина гармонии личной жизни и того, что видишь на полотнах. Война, потеря жены, новая любовь - все отражено в динамике работ. По мере того, как память о войне и потеря жены уходят в прошлое, полотна наполняются красками и эмоциями.

Залы организованы тематически, с работами разных лет представленными рядом. И снова, динамика жизни наглядна, выпукла.

5 comments:

Iosif said...

Мы тоже побывали на этой выставке.
К сожалению, большого впечатления она не произвела. Раздерганность автора между распятием и местечком, между памятью о жене и новой любовью отразилась на живописности картин, по-моему, очень сильно. Выставка для меня еще раз подтвердила слова Бакста, учителя Шагала, о том, что Шагал - художник поющих красок. А когда краски не поют (а как им петь во время таких катостроф?), картины Шагала становятся литературным перечислением обязательных атрибутов: козы, куры, избушки и - новая для меня тема в его творчестве - распятия. Иногда летают часы, иногда они висят на палочке буквальной цитатой из Дали. Но растолковывать притчи на картинах мне никогда не хотелось, а ничего кроме них я, к сожалению, не увидел.
Когда я уже все посмотрел, в зал вошла русская экскурсия. Экскурсовод сказала, что Шагал - квинтэссенция еврейского художника. Что по ее мнению любой художник - еврейский художник настолько, насколько в нем есть Шагал.
И я впервые подумал про определение "еврейский" применительно к художнику.
Когда говорят "французский художник Пикассо" (а не испанский, например), имеют ввиду только то, что он прожил большую часть жизни во Франции. Понятно, что значит "грузинский художник Пиросмани" или "армянский художник Сарьян". Видимо, в этом же ряду и "еврейский художник Шагал". Сказать "еврейский художник Модильяни" язык не поворачивается.
Или я что-то не понимаю, Савелий?!

Lena said...


Статья про Шагала и его распятья

http://www.haaretz.com/jewish-world/jewish-world-features/.premium-1.549009

Lena said...

Другой линк

http://www.artnews.com/2013/09/10/chagall-crucifixions-at-jewish-museum/

Saveli said...

Иосиф, я постораюсь ответить, если ты уж прямо апелируешь ко мне. Только, сразу хочу сказать на будущее, что я никакой не эксперт, и тут нет никакого лукавства или кокетства. Я знаю, что есть разные собитательные определения для художников, иногда они имеют явный смысл: общие каноны или стиль или прямая об'явленная декларация, часто же это просто место жительства, которое создает культурный фон художника. Мне тоже трудно понять, что такое еврейский художник. И среди передвижников и среди немецких экспресионистов или французских импресионистов были евреи, но как то язык не поворачивается, назвать их еврейскими художниками. Левитан, на мой взгляд, чисто русский художник, а Писсарро чисто французский. Однако с Шагалом не так просто. Сушествовал отдельный и уже уничтоженный мир – восточно-европейское еврейство, со своей территорией, языком, укладом, культурой, религией. Писателями, в частности, как Шолом-Алэйхем и Бабель и художниками, в частности, как Шагал и Сутин. Да, даже Сутин, как бы ни отрицал и ненавидел он свое отечество, но его творчество, на мой взгляд несет отпечаток того мира.
Иосиф, я не видел выставку, но видел относительно много картин того периода. Мне не думается, что он рисовал просто притчи, без боли и ужаса. Я все это вижу в его картинах, хотя понятно, что это мое суб'ективное мнение.

Aron said...

Recommending to watch the following video about Shagal and Sutin, and the 'Jewish nature' of their art.
Таки судьба: везунчик Шагал и "шлимазл" Сутин
http://www.youtube.com/watch?v=1fcOqkyqUXw
We watched it, it tells nicely the life story of both artists, and clearly was made by somebody who has very warm feelings for them.