Popular Posts

Tuesday, January 29, 2013

Кандахар.

Фильм "Кандахар" мне не понравился совершенно. Это нелегко было написать, но дальше пойдет легче. Это - этнографический фильм о тяжелой жизни в талибанском Афганистане, сделанный до 9/11 и показанный вскоре после. Фильм практически документальный, я думаю, что кроме главной героини все остальные участники не имеют к кино никакого отношения, ну то есть такой фильм из National Geographic, к сожалению, с частым долгим взглядом на солнце, покрытое тучами. Этот долгий взгляд оправдан сюжетом, по которому героиня должна успеть в Кандахар до начала затмения солнца, но я, зритель, не могу так часто смотреть на солнце, я все равно не понимаю, сколько времени осталось до начала затмения. Яркие, pазноцветные бурки, закрывающие женщин - пожалуй, единственное "художественное", что есть в фильме. Еще, как полагается в этнографическом фильме, есть песня, с которой пешком через пустыню идут на свадьбу родственники со стороны жениха (или невесты), человек 50. Идут, похоже. не первый день, иначе непонятно, отчего такая жуткая тоска в их пении. Полагаются еще танцы, но вместо них по пустыне прыгают толпы мужчин с ампутированными ногами, ожидающие протезов. Я смотрел этот фильм в два захода, как мне показалось, по полтора часа каждый раз. Оказывается, продолжительность фильма - 85 минут. Интересно будет прочитать ответ Савелия, который он обещал поместить в блоге.

4 comments:

Saveli said...

Попытаюсь ответить, чем мне так Кандахар понравился.
Во – первых, Афганистан. Это не просто экзотическая точка на карте. Это место, где страна, откуда мы родом, 10 лет вела бесславную и безнадежную войну. Многие поменяли страну и поменялось все, но снова уже наша новая страна ведет там же, те же 10 лет бесславную и безнадежную войну. Даже этнографический фильм мне был бы интересен, а тем более не о статуях Будды, не о горах Гиндакуша, не об истории, а о повседневной жизни в период между войнами.
Во-вторых, и это главное, мне понравился фильм как художественное произведение. Показан мир под властью религиозных фанатиков и последствий войны. В фильме никто никого не убил, не ударил, не оскорбил, на главную героиню даже двусмысленный взгляд не бросил, но ты кожей ощущаешь постоянное чувство опасности и кошмара жизни. И вера, вера в то, что эта вся сурреалистическая реальность правда. Вера в то, что так и живут. Я смотрел фильм о другом вариант ада «Ведьма Войны», который представлен на Оскара, как лучший иностанный фильм . Там про Африку без политкоретности. Убийства и колдовство, колдовство и убийства. И сюжет похож, путешествие девочки с ее закадровыми комментариями. Вроде все, как мне и казалось про экваториальную Африку, но я не мог избавится от ошушения фальщи, так же как я не мог избавится от ошушения правды в «Кандахар». Правды, что так и проходит обучение талибов, или что так и об'щается врач с пациенткой. Действительно, прямо документальный фильм. Два важных эпизода отметил Иосиф. Поразительный по эмоциональному накалу долгий бег безногих за падающими с неба протезами и свадебная процессия в конце фильма. Фильм кончается сегрегацией этой процессии. Буднично, без оскорблений и возражений, проверяют женщин. Одни могут пролжать движение, а других отводят в сторонку: у одной нашли книгу, у другой музыкальный инструмент, третий оказался мужчиной, остальные просто не понравились. Неизвестно, что с ними станет: отправят обратно, отрубят руку или уб'ют (но чинно, без издевательств, не Африка) и до конца не ясно, куда попадет главная героиня.
Наконец последнее. Фильм из Ирана, где тоже у власти фанатики. И хотя я знаю про их непростые отнощения с Талибаном, но и тут не любят музыку, а в фильме единственный светлый мемент -пункт Красного Креста (даже не Красного Полумесяца)

Lena said...

Mohsen Makhmalbaf -известный иранский режиссер, когда мы сегодня говорили с Савелием я вспомнила фильм Gabbeh, и оказывается не зря, Gabbeh и Кандахар сделаны этим режиссером. Gabbeh я смотрела 16 лет назад, фильм мне черезвычайно понравился,более того, я думаю, он повлиял на мои эстетические вкусы и пристрастия.

Iosif said...

Отзыв, присланный из Москвы:
Вчера у меня был вечер иранского кино. Написав тебе, что посмотрю "Кандагар", я решила не откладывать намерение и тут же села смотреть.
Конечно, по поводу "Кандагара" я соглашусь с Савелием. Мне интересен был этот фильм не только по названным им основаниям, но и потому, что по моим ощущениям, все слишком похоже на чеченскую войну и сегодняшнюю жизнь Чечни не в витринном Грозном, а в глухих горных аулах. Кроме этнографии, фильм, безусловно, художественный и на уровне деталей (одно сравнение холеных рук афганки-канадки и ссохшихся птичьих лапок местных афганок чего стоит!), и на уровне обобщающей символики. Я не знаю, бывают ли цветные паранджи – я видела только черные и иссиня-черные, но общее определение «черноголовые» по отношению к женщинам в ярких разноцветных паранджах говорит о жизненном наполнении и положении больше, чем самые пространные описания. Потому и свадебные песнопения столь безрадостны (между прочим, в русском фольклоре тоже ничего радостного невесте не поют). По моим ощущениям, свет в фильме исходит именно от главной героини, от ее стремления во что бы то ни стало спасти сестру, что, как мы понимаем, вряд ли удастся. Открытый финал - образ принципиальной неизвестности будущего и всей страны, живущей войной и наркотрафиком, и каждого героя в отдельности – главной героини, мальчика- проводника, мнимого врача, мнимого проводника…. И ведь уже никогда не забыть спускающиеся на парашютах протезы, бегущих за ними безногих, сцену выбора крестьянином протезов для жены с надеванием на них ее свадебных туфель………… Показано меньше, чем сказано, и поэтому фильм, безусловно, художественный!

Выключив после последних кадров видеоплейер, оказываюсь на «Культуре», где К. Разлогов предлагает нам посмотреть фильм иранского режиссера, женщины, …. Фарси «Дом под водой». События происходят в глухой иранской провинции, где тонет в реке беженец –мальчик-афганец, в убийстве которого обвиняют только что вышедшего из тюрьмы контрабандиста, у которого месяц назад утонул при исполнении служебных обязанностей сын. Контрабандист и лейтенант полиции друзья детства, и их связывает общая боль – утонувший на этом же месте тридцать лет назад младший брат лейтенанта. А еще у лейтенанта есть красавица-жена, мечтающая о ребенке, которая, в конце концов, находит единственного свидетеля, опровергнувшего версию убийства, и хоронит неизвестного мальчика, как сына. В фильме, предельно аскетичном и по цветовой гамме, и по музыкальному оформлению, и по выбору планов, много деталей, много спрятанного пусть не под паранджой, а за этими деталями, которые иранцам говорят, наверное, в тысячу раз больше, чем нам. Но свет опять от женщины, от ее непонятного врачу и другим полицейским желания во что бы то ни стало похоронить мальчика, бездомного глухонемого беженца, даже имя которого неизвестно, как следует, как сына. Осталось впечатление, что в один вечер я приобщилась и к афганскому эпосу, и к афгано-иранской лирической драме. Тяжелое кино. Тяжелое, как эта чуждая нам жизнь.
Таня

Lena said...

Что бы вы не говорили, а Красный Крест обиделся. Я читала очень сердитый отзыв. Естественно, ноги на парашюте, это только образ, и обидно, когда твою деятельность превращают в не очень симпатичную метафору отношения богатого Запада к бедному Востоку. Мне фильм понравился, во-первых я люблю пустыню и восточный текстиль, меня можно назвать подлым ориенталистом. Во-вторых, лица афганских девочек необычайно красивы и одухотворены, помните знаменитую фотографию зеленоглазой девушки из Нэшинал Джеографи, она из Афганистана. Бурка - главный элемент фильма, реальный инструмент порабощения женщины и опять же есть у неё дополнительный смысл, под буркой можно спрятаться, легче обмануть, но и она не спасает. Ты не делаешь ничего предосудительного, но ты обязан скрываться и врать, и какие то люди вдруг начинают тебя обыскивать, отбирать твои вещи, не пускать, заставлять ходить на собрания, голосовать, вступать в пионеры.