Карлос и группа Баадер-Мейнхоф - самые известные фигуры левого терроризма. Прошло много лет после их звездных часов и можно почти без страха снимать о них фильмы. И вот они вышли и, на мой взгляд, вышли интересными и очень увлекательными. По крайней мере тем, кому не безразлична эта тема, не оторваться. По моим ощущениям, и по моим знаниям довольно правдиво все показано. Конечно, мои знания тот еще критерий, но все же. Кстати если уже зашла речь о правде, то еще два слова.
Я не смотрел спектакль "Collaborator", да дело и не в нем, а о правде в фильмах и спектаклях. Ее и так-то никто не знает, а в постановках ею часто жертвуют не задумываясь. Интересно, что иногда, даже когда ты в курсе, что было совсем не так, тебя это не волнует, а иногда это раздражает и сильно. Особенно, если это касается важных для тебя людей, и ты не можешь абстрагироваться от имени и смотреть, как будто ничего не знаешь о реальном человеке и его реальной судьбе.
Saturday, December 31, 2011
The Baader Meinhof Complex; Carlos
Tuesday, December 27, 2011
Persepolis
Не помню как оказался этот фильм в нашей киноочереди - но вот, наконец, вчера мы его посмотрели.
Это мультфильм с яркой, запоминающейся графикой, хотя называть его выдающимся, как, например, мультфильмы Норштейна, я бы не стал. Это полуторачасовой, затянутый, на мой взгляд, рассказ о взрослении девочки, родившейся в Иране в конце прошлого века, отправленной родителями в 14 лет в Европу, не прижившейся там, вернувшейся и кончившей Университет в Тегеране, и снова уехавшей, на этот раз - насовсем.
Детали, в правдивость которых веришь сразу, впечатляют сильно. Жизнь в Тегеране после свержения шаха оказывается смесью всей советской истории: сталинских 30-х годов, с их расстрелами политзаключенных, дружинников конца 50-х, ловящих стиляг на улицах, подпольных праздников (одного из читателей этого блога в начале 30-х родители возили на подпольный детский новогодний утренник), и даже сухой закон был - до 1925-го года.
При этом похоже, что выехать из страны можно было вполне легально. И вернуться. И, вернувшись, на общем собрании в столичном университете можно было говорить колкости режиму.
Зато у нас дружинники были без автоматов. И полиции нравов, следящих, чтобы за руки не держались, вроде бы, совсем не было.
Но как этот вчершний мультик жутко аукнулся с новостями из Израиля об оплеванной восьмилетней девочке. Какая все-таки гадость - любой фанатизм, религиозный или политический!
Музей в Ум эль Фахем
http://umelfahemgallery.org/
В Ум эль Фахем хотят построить новый музей в противовес новым мечетям с золотыми куполами, но боятся, что он будет нежизнеспособным. Кроме денег нужны художники и люди, которым интересно искусство. Энтузиасты ведут кружки для детей, собирают пожертвования, делают выставки. Бьются. Но не скажу, что они настроены оптимистично.
Елена
В этом ф. я увидел примерно то же, что и в возвращении. Но об этом нет смысла говорить, потому что оказывается, это не обычное кино, а совсем другой жанр - "Мы, как и прежде, рассказываем историю, в которой рассматриваем архетипы, а не конкретных людей в конкретных обстоятельствах." (см. http://www.proficinema.ru/questions-problems/interviews/detail.php?ID=108216). Спасибо режиссёру за откровенность. Очевидно архетипы разговаривают друг с другом, как по-писаному, и поступают (как всегда у этого режиссёра) не совсем рационально, даже архетипы расчёта и цинизма. Или совсем не рационально. Наверно у них есть свобода воли, у этих архетипов. Впрочем не мне об этом судить - я как-то не очень в архетипичном кине.
Friday, December 23, 2011
Wednesday, December 21, 2011
Bruno
We watched the second half of this masterpiece on TV, and despite all that has been said, this movie is funny! It is extremely rude and graphic, and it is much less of a social critique than Borat. Still, more than a few times I was floored with laughter. The best part imho goes like this: Bruno is trying to get married to his boyfriend in California, so the boyfriend wears a wedding gown as a disguise (apparently gay marriage is not allowed there?). The priest (who is being pranked) does not know this, but when the "bride" removes the veil, the priest realizes that she is male and refuses the go ahead. Then Bruno asks, if she is male, how coud she give birth to this child? The camera cuts to a black child that Bruno "adopted" earlier in the movie (the boyfriend is white). Then the priest asks the "bride", "So, when did you have this child?" And there are a few other very good moments. I cannot vouch for the first half, have not watched it. So, go for it but try not to eat anything in the few hours beforehand as you may occasionally get sick.
Monday, December 19, 2011
Collaborators. London National Theater Live
Я шел на этот спектакль со слабой надеждой - может быть "они" смогут понять трагедию Булгакова и рассказать о ней. Все-таки "84" был написан не эмигрантом из России, а своим собственным гением, хоть и бывшим коммунистом. Надежда не оправдалась. Спектакль, сделанный совсем неплохо, показался слишком прямолинейным. Б. боится и ненавидит Сталина -> "КГБ" (так в спектакле!) под дулом пистолета заставляет его писать пьесу на юбилей Сталина -> он соглашается, и пишет, пытаясь представить себе, как бы сам Сталин написал эту пьесу, как бы отмежевавшись внутренне от нее, в точности по рецепту "...расслабьтесь и попытайтесь получить удовольствие". Появляется Сталин и пишет пьесу о себе вместо Б. Так "объясняется", почему пьеса о Сталине получилась у Б. такой неудачной, небулгаковской.
Но Сталин пишет вместо Б. не за просто так. Взамен Б. должен просматривать и подписывать документы, которыми Сталину теперь заниматься некогда, - он же занят пьесой. Согласившись на это, Б. приходит в ужас от того, чтО ему надо подписывать сталинскими инициалами. Сталин объясняет суровую необходимость именно такого поведения, Б. соглашается с доводами Сталина и подписывает.
Он пытается добавить какие-то резолюции от имени вождя, типа "перепроверить", - но, воплощенная неукоснительно в жизнь, эта резолюция оборачивается новыми массовыми репрессиями. В итоге, побежденный хитростью Сталина, морально раздавленный, Булгаков умирает. Напоследок Сталин произносит короткую сентенцию для тех, кто не понял о чем эта "фантасмагорическая" пьеса: "Ты хотел победить чудовище. Человек не может победить чудовищный режим".
Пьеса и спектакль ничего не добавили к моим представлениям о Б. Знаменитые актеры (Alex Jennings as the harassed, haunted Bulgakov and Simon Russell Beale as a Stalin) не поразили мастерством. Настоящая трагедия Б., который начал писать пьесу о юности вождя за 3 года до юбилея - без принуждения, на свой страх и риск, осталась даже незатронутой.
Для пущей объективности - две английские рецензии:
http://www.guardian.co.uk/stage/2011/nov/02/collaborators-review
http://www.telegraph.co.uk/culture/theatre/theatre-reviews/8863297/Collaborators-National-Theatre-review.html
Sunday, December 18, 2011
Berlin 36
Этот фильм вышел на экраны в 2009 году, я увидел его только вчера. Но тогда я прочитал рецензии, и история меня настолько потрясла, что я продолжал читать обо всём этом безостановочно. И вот вчера я его посмотрел. Я сейчас расскажу саму историю, на которой фильм основан. Это не совсем спойлер, потому что в фильме некоторые вещи переиначили, и ещё потому что сам фильм не будет посильнее "Фауста" Гёте, так что я не уверен, что большинство из читателей его увидят. В конце я скажу о фильме несколько слов.
Это история про еврейскую девушку по имени Гретель Бергман. Он росла в Германии и занималась лёгкой атлетикой - прыжками в высоту. В 1930 году она установила рекорд Германии - 151 см.
В 1933 году на стадионе в её городе Лаупхейме повесили объявление "Вход собакам и евреям запрещён". Родители Гретель были людьми состоятельными, они оправили дочку в Англию, где она училась и продолжала тренироваться и стала чемпионкой Великобритании.
В 1936 году в Берлине должны были состояться Олимпийские Игры. Американцы заявили, что не приедут, если в германской делегации не будет еврейских спортсменов. Нацисты принялись угрожать семье Гретель, требуя её возвращения в Германию. Она вернулась и присоединилась к тренировкам германской сборной. В процессе подготовки она установила новый рекорд страны - 160 см, который, впрочем, власти отказались зарегистрировать. Тем не менее, незадолго до начала Олимпиады, когда удовлетворённые американские спортсмены погрузились на корабль, отправляющийся в Германию, Бергман была отчислена из германской сборной "за недостаточные спортивные достижения". Вместо неё включили Дору Ратьен - странную девушку, которая всегда ходила в душ одна.
Надежды нацистов не оправдались - на Олимпиаде Ратьен была лишь четвёртой. С результатом 160 см победила венгерка Иболия Сак (Ibolya Csák - венгерские имена я не умею произносить), и огорчение организаторов игр усугублялось тем, что она тоже была еврейкой.
История продолжала развиваться. Ратьен, которая успела стать чемпионкой Европы, опередив Сак, однажды заподозрили в шпионаже - она была пьяной и небритой - и сдали в полицию. Там установили, что она мужчина. Все медали у неё забрали, и она перестала выступать. Так Сак стала ещё и чемпионкой Европы. По-видимому, Ратьен обманывала всех, включая нацистских спортивных начальников.
Гретель и её семье удалось уехать из Германии в США. Там она некоторое время продолжала заниматься спортом и даже стала чемпионкой Америки. Она прожила долгую жизнь. Она даже дожила до того дня, когда германская легкоатлетическая ассоциация постановила восстановить её рекорд 1936 года. Она даже нарушила свою клятву никогда не возвращаться в Германию - в 1999 году, когда стадион в Лаупхейме был назван её именем. Но говорить по-немецки заставить себя она не смогла, её речь переводили с английского.
Ну теперь, как я и обещал, несколько слов о фильме. Он неплохо сделан, очень интересно наблюдать за тем бытом (например, они прыгают ножницами, прыжок рыбкой и тем более спиной ещё не изобрели. Легко ли ножницами прыгнуть на 160 см?) Некоторым историческим деталям веришь безоговорочно без всякой проверки - например, тому, что американский посол в Берлине изо всех сил подыгрывает нацистской пропаганде, очевидно, в надежде улучшить отношения с Германией. Сюжет страдает некоторыми натяжками - трудно их избежать в фильме про спорт - но я всё равно прослезился.
Это история про еврейскую девушку по имени Гретель Бергман. Он росла в Германии и занималась лёгкой атлетикой - прыжками в высоту. В 1930 году она установила рекорд Германии - 151 см.
В 1933 году на стадионе в её городе Лаупхейме повесили объявление "Вход собакам и евреям запрещён". Родители Гретель были людьми состоятельными, они оправили дочку в Англию, где она училась и продолжала тренироваться и стала чемпионкой Великобритании.
В 1936 году в Берлине должны были состояться Олимпийские Игры. Американцы заявили, что не приедут, если в германской делегации не будет еврейских спортсменов. Нацисты принялись угрожать семье Гретель, требуя её возвращения в Германию. Она вернулась и присоединилась к тренировкам германской сборной. В процессе подготовки она установила новый рекорд страны - 160 см, который, впрочем, власти отказались зарегистрировать. Тем не менее, незадолго до начала Олимпиады, когда удовлетворённые американские спортсмены погрузились на корабль, отправляющийся в Германию, Бергман была отчислена из германской сборной "за недостаточные спортивные достижения". Вместо неё включили Дору Ратьен - странную девушку, которая всегда ходила в душ одна.
Надежды нацистов не оправдались - на Олимпиаде Ратьен была лишь четвёртой. С результатом 160 см победила венгерка Иболия Сак (Ibolya Csák - венгерские имена я не умею произносить), и огорчение организаторов игр усугублялось тем, что она тоже была еврейкой.
История продолжала развиваться. Ратьен, которая успела стать чемпионкой Европы, опередив Сак, однажды заподозрили в шпионаже - она была пьяной и небритой - и сдали в полицию. Там установили, что она мужчина. Все медали у неё забрали, и она перестала выступать. Так Сак стала ещё и чемпионкой Европы. По-видимому, Ратьен обманывала всех, включая нацистских спортивных начальников.
Гретель и её семье удалось уехать из Германии в США. Там она некоторое время продолжала заниматься спортом и даже стала чемпионкой Америки. Она прожила долгую жизнь. Она даже дожила до того дня, когда германская легкоатлетическая ассоциация постановила восстановить её рекорд 1936 года. Она даже нарушила свою клятву никогда не возвращаться в Германию - в 1999 году, когда стадион в Лаупхейме был назван её именем. Но говорить по-немецки заставить себя она не смогла, её речь переводили с английского.
Ну теперь, как я и обещал, несколько слов о фильме. Он неплохо сделан, очень интересно наблюдать за тем бытом (например, они прыгают ножницами, прыжок рыбкой и тем более спиной ещё не изобрели. Легко ли ножницами прыгнуть на 160 см?) Некоторым историческим деталям веришь безоговорочно без всякой проверки - например, тому, что американский посол в Берлине изо всех сил подыгрывает нацистской пропаганде, очевидно, в надежде улучшить отношения с Германией. Сюжет страдает некоторыми натяжками - трудно их избежать в фильме про спорт - но я всё равно прослезился.
Thursday, December 8, 2011
Wild Strawberries (1957) I. Bergman
Subscribe to:
Posts (Atom)