Popular Posts

Friday, September 5, 2008

Два музея

1
В середине августа мы побывали с братом в городе Raleigh, NC и зашли в местный Художественный музей. Его постоянная коллекция нам обоим очень понравилась. Вот что показалось мне особенно интересным: я впервые осознал в каком тесном окружении неменьших талантов жили великие художники.
Я шел по залу и останавливался перед картиной.
- какой замечательный Перуджино, думал я. А это был вовсе Francesco Raibolini, called Francesco Francia (Italian, about 1450-1517/18).
- ну уж это-то Каналетто?! Нет, это был не Каналетто, а его племянник, которого тоже, впрочем, звали Каналетто, чтобы не путаться, Bernardo Bellotto (Italian, 1720-1780). A вот необычный вид Венеции безо всякого канала как раз и был настоящий Каналетто, но очень нетипичный.
- а потом были два портрета - ну не может быть, чтобы это был не Рембрандт 30х годов, думал я, подходя к ним. Но это был не он, это был другой голландский портретист 30х годов. И это самое впечатляющее открытие: Рембрандт стал лучшим портретистом Амстердама, когда там были такие мастера! А теперь их фамилий и не вспомнить, если не записать, а я не записал... Правда, в 30е годы Рембрандт еще не стал Рембрандтом, и, я думаю, и не стал бы, если бы не прекратил писать заказные портреты. А тот безымянный для меня мастер так и остался, наверное, Рембрандтом 30х.
- и там есть Lyonel Feininger (American, 1871–1956), которого я всегда люблю разглядывать, но он не везде есть, в отличие от Моне, который есть решительно везде, и там тоже, и очень хороший.
И, наконец, зал Иудаики, большой и интересный. У местных компаний сложилась замечательная традиция: на юбилеи своих управляющих они дарят экспонаты в этот зал. И все оказываются очень довольны, потому что выбор подарка на юбилей - всегда большая проблема.
В общем, для тех, кто оказывается в городе Raleigh, NC проездом, или ЖИВЕТ НЕПОДАЛЕКУ - очень рекомендую.
2
В начале сентября мы с Мариной оказались в городе Монреале, Канада и зашли в местный Художественный музей. Его постоянная коллекция нам обоим очень понравилась.
Поразительный обаятельный живой женский портрет работы позднего (1665(!)) Рембрандта и "портрет юноши" Мемлинга на фоне итальянского возрожденческого пейзажа. И Гойя, и Эль Греко, и замечательный Пикассо, и Аппель и неизвестный мне Gerret van Honthorst (1590-1656) из Утрехта, побывавший в Риме, потрясенный Караваджо, вернувшийся домой рисовать картины местных музыкальных представлений, и довольно много других хороших картин.





Если вы оказываетесь в Монреале хотя бы на 2 дня, я советую выделить время на этот музей.

4 comments:

Lena said...

"Правда, в 30е годы Рембрандт еще не стал Рембрандтом" -Иосиф, что ты имеешь в виду?

Iosif said...

Лена,
я имею ввиду, что в 1630-е годы Рембрандт перестал зарабатывать на жизнь заказными портретами. Видимо, заказчики диктовали манеру, стиль, цвет. Его портреты 30х годов очень похожи между собой. И очень похожи на портреты из Raleigh музея. Это все замечательные работы, но из-за них 17-й век не стали бы называть веком Рембрандта. Сравни портрет из Монреаля с его заказными портретами - это художники разного уровня.
Если ты хочешь сказать, что он в любое время рисовал не только заказные портреты, я не буду спорить. Но он делал это "в свободное от основной работы время", а у него его было мало. Он был лучшим портретистом Амстердама. Например, его автопортрет из Индианаполиса, сделанный в 22 или 23 года - потрясающий и ничем не похожий на амстердамские портреты. И все равно - это только заявка на Данаю или на Возвращение блудного сына или на его поздние автопортреты.

Lena said...

Рембрандт-был всегда Рембрандтом, посмотри на его рисунки и гравюры. Заказы стали давать другим,
какой дурак откажется от заказа. Он был уверен в своём таланте, независимым и упрямым и мог бы делать всё, благо была мастерская с учениками.

Iosif said...

О том, что он отказался от заказных портретов в конце тридцатых я прочел в его биографии: White, Christopher. Rembrandt and His World. New York: Viking, 1964. Но это неважно. "Даная" на самом деле была написана в 1636, т.е. я согласен с тобой, он "всегда был Рембрандтом".