Popular Posts

Thursday, February 25, 2016

Exhibitions on Screen. Goya

Посмотрели фильм из серии "Выставки на экране" о прошедшей недавно в Лондонской Национальной галерее выставке портретов Гойи. 
Как и в прошлых фильмах этой серии, которые я посмотрел, текст оказался совершенно неинтересным. Зато портреты, показанные медленно и с близкого расстояния, произвели огромное впечатление. Мы недавно видели большую выставку Гойи в Бостоне (блог от 30 ноября 2014 года). То, что было показано в фильме, почти не пересекалось с бостонской экспозицией. Кроме того, создатели фильма поехали в Прадо и показали некоторые картины Гойи, которые никогда не покидают Прадо, страницы его писем другу, и это было интересно. 
В большом зале кинотеатра было не больше 10 зрителей.

Wednesday, February 10, 2016

Купил билеты...

Купил билеты в West Newton Cinema на фильм по oзовской "Повести о любви и тьме", режиссерский дебют Н.Портман. 3/10/16 в 7 вечера.
Перед началом билетов точно не будет.

Tuesday, February 9, 2016

The Great Beauty (2013). Paolo Sorrentino

По Таниной рекомендации, которой бы вполне хватило (Блог от 2 ноября 2015), но еще и получивший Оскара как лучший иностранный фильм 2014 года, посмотрел вчера этот фильм и сегодня все время размышляю. Что же это я так часто не совпадаю с жюри Оскара?
Мне и Birdman - Oскар за лучшую картину 2015 года - совсем не понравился, но этот хотя бы вместе с Таней (Блог от 7 февраля 2015).
(Кстати, новый фильм режиссера Birdman опять выдвинут на лучшую картину, беспрецедентный случай. Неужели и на этот раз ничего не пойму?!)
Но про The Great Beauty скажу все-таки пару слов.
Он показался совершенно пустым. Ходит - когда-то, наверное, очень красивый, а теперь просто потасканный - герой. Как Онегин в 18 лет: днем спит, а ночью - с вечеринки на вечеринку. Смотрит вокруг печальными глазами. Радуется, что можно просто спокойно полежать с красивой женщиной. Весь фильм - как паровозик, который никуда не идет. Читается какая-то мораль незамысловатая - мол, к корням надо возвращаться, в провинцию. Загадываются какие-то загадки, которые не хочется отгадывать: то жираф настоящий появится и исчезнет, то мафиози-соседа арестовывают, и он проповедует с балкона.
Никакой жалости у меня герой не вызвал. Все его спрашивают: Почему вы ничего не пишете? А ему не о чем писать. Унылый такой - как фильм. А ведь ему всего 65 лет! Это что там в Европе происходит?!
Но есть в фильме изумительный эпизод. Все-таки Оскары на дороге не валяются.
Герой шатается как обычно по ночному пустому Риму. Мимо проходит женщина. Он останавливается, оборачивается, смотрит ей вслед, потом окликает ее по имени. Она оборачивается, смотрит на него, улыбается. Женщина очень хороша. Его ровесница, но нет этой жуткой потасканности, какая есть на лицах у него и всех женщин его компании. Некоторое время они смотрят друг на друга. Он своим печальным жалким, как у Ольмерта, взглядом, она - с улыбкой. Потом она говорит ему - Спокойной ночи. И уходит.
Этот эпизод, пожалуй, единственное, что я запомню из этого фильма.

Wednesday, January 27, 2016

"Disgraced". Ayad Akhtar Huntington Theater

Благодаря звонку Нины и разговору с Витей, посмотрели эту действительно интересную пьесу.
Спасибо, Нина и Витя!
(В тексте будут рассказаны некоторые детали содержания!)

Я знал, что эта пьеса получила Пулитцеровскую премию в 2013 году, но что это самая популярная на сегодня пьеса Америки, идущая на 20 сценах, я узнал только в театре.
"Опозоренные" рассказывает об ощущениях мусульман и окружающих их либерально настроенных нью йоркцев во втором десятилетии 21-го века.
Пьеса об очень непростых вещах.
Начиная с того, что слово мусульманин не подходит к главному герою.
Его привезли в Штаты из Пакистана в юном возрасте, его воспитали в мусульманской семье, он читал Коран "в оригинале", и он сознательно приложил огромные усилия, чтобы отказаться от этого наследия. Он не разорвал с семьей, но поменял имя (было что-то типа Хуссейн) и SSN, в документах писал, что родился в Индии (а на самом деле - в Пакистане), а главное - он идейно не мусульманин и не хочет иметь с этой религией ничего общего.
Не получается.
Его белая либеральная жена-художница, поклонница исламского искусства, все время объясняет ему красоту Ислама. Читавшая Библию его черная коллега по юридической фирме, где он партнер, а она - восходящая звезда, ей поддакивает. Муж "восходящей звезды", еврей Айзик, деятель шоу-бизнеса, вообще не одобряет его "отступничества от корней", при том, что сам ест свинину за обе щеки, "отъедаясь за годы воздержания".
А он, бедный, кричит им: Что вы знаете о Коране?! О забивании камнями, об убийстве тех, кто выходит из Ислама, об отрубании рук ворам. Что вы знаете об Исламе?! Мусульмане читают Коран, как он был написан в 7-м веке, и хотят жить по нему, так, как он предписывает.
Но они не слышат!
И жена втягивает его, бывшего общественного защитника, в защиту имама, обвиняемого в терроризме. В его фирме об этом узнают с изумлением. И начинаю копать. И обнаруживают, что он не из Индии, а из Пакистана. Все становится понятно, и его выгоняют из партнеров, а его черную коллегу ставят на его место. А тем временем на почве общей горячей любви к исламскому искусству еврей спит с его женой. Когда это выясняется, он плюет в лицо еврею (НЕ ВЕРЮ!), а еврей в ответ ему говорит: Не зря вас называют животными (НЕ ВЕРЮ!) и уходит. После чего он зверски избивает жену, и жена тоже уходит от него.
Я специально рассказываю содержание довольно подробно, хотя и опускаю некоторые яркие, возможно, принципиальные для пьесы детали. Например, слово "Опозоренные" произносит не главный герой, а его племянник, и это, несомненно, важная линия в пьесе.
Но хорошую пьесу (а это хорошая пьеса) по моему убеждению надо смотреть, зная содержание. Когда зал ахает при виде Фирса, появляющегося в заколоченном доме Раневских, мне, конечно, жаль Фирса, но еще больше жаль зал, для которого это явилось неожиданностью.
В пьесе "Опозоренные" есть еще многое, о чем я не рассказал. И актеры играют довольно-таки профессионально. А исполнитель главной роли, Rajesh Bose, просто замечательный актер. Так что сходите, будет интересно потом обсудить.

Sunday, January 24, 2016

Встреча с Л.Улицкой.

Совершенно неожиданно за пару часов до начала узнал о встрече Улицкой с читателями.
Встреча прошла интересно. Обязательно прочту ее последний роман "Лестница Якова", она о нем много и интересно говорила. Прочитала отрывок - как в разных семьях
проходило утро 5-го марта 1953 года. В одной из семей бабушка во время долгой паузы по радио сказала - не простуда это. Ой, думаю, что это все. Маша, сбегай-ка в Елисеевский, купи что-нибудь сладкое. Все-таки Пурим сегодня!
Роман, кстати, вышел огромным по нынешним представлениям тиражом - 100000 экз.
Говорила, что в планах - огромный проект для детей и подростков из сорока с лишним книг (она - руководитель, может приглашать авторов) по культурной антропологии. Темы книг: Еда, Одежда, Рождение, Смерть и тому подобное. Как эти темы выражаются в различных культурах.
Говорила, что в какой-то момент после гибели о. Меня, с которым тесно общалась на протяжении более 20 лет, оказалась на развалинах своей христианской веры и поняла, что никакая "организованная" религия ей не подходит. - "Так вы атеист?" - спросили ее. - "Нет, ну что вы!" с некоторым даже испугом ответила она. Как будто ее спросили: "Так вы коммунист?"
Каждый год (!) с начала 90-х бывает в Израиле, где у нее живет сын. Впервые за все эти годы прошлой осенью приехала огорченной. Впервые ей показалось, что люди в Израиле (левые и правые) перестали слышать друг друга.
А вообще ей кажется, что все будет плохо и в России, и в мире. Но пока ей живется в России хорошо. У нее там друзья, и (подумав) друзья, и (еще подумав) друзья.

Sunday, January 17, 2016

Hа смерть David Bowie

Я только что прочитал о смерти David Bowie, о котором раньше ничего не слышал.
http://www.bbc.com/russian/blogs/2016/01/160111_blog_troitsky_david_bowie
А из радио Sirius пришло сообщение, что в память о нем некоторое время будет продолжаться непрерывная "оргия" - его песни - по 30му каналу. Стал слушать по пути на работу. Цикл песен повторялся. Первый раз они на меня не произвели никакого впечатления. Второй раз кое-что стало нравиться, а в третий раз некоторые песни стали вызывать у меня довольно разрушительные эмоции - как наркотик. Отличие композитора-творца от простого смертного, как я, думаю, заключается в том, что он музыку слышит сразу, а мне требуется несколько раз, чтобы ощутить. Вот одна из них: http://youtu.be/N4d7Wp9kKjA
Слушать надо несколько раз, громко, и с хорошими динамиками

Thursday, January 14, 2016

Class Distinctions. Dutch Painting in the Age of Rembrandt and Vermeer

Мы побывали на Нидерландской выставке в MFA, которая закрывается в этот понедельник.
Там безусловно есть что посмотреть, и я рад, что не пропустил ее.
Вермееровская женщина в желтой кофте, ставшая эмблемой выставки, очень хороша.
И рембрандтовский портрет будущего бургомистра Амстердама, с которого Рембрандт 3 года не мог получить деньги за эту работу. Потом уплатил, мерзавец, но больше у Рембрандта таких высокопоставленных заказчиков уже не было. И какой-то сырой, недоделанный большой женский портрет, о котором я, издалека глядя, подумал: Ну что же они каких угодно художников насобирали, лишь бы подогнать под тему выставки. А это оказался Рембрандт 1634 года. Такой "пустой" картины я у него не видел. Время больших заказов. Иногда, видимо, некогда было вглядываться и дорисовывать.
А самой интересной, пожалуй, показалась картина Яна Стена "Бюргер и его дочь". Вообще Стен предстал гораздо более разнообразным и серьезным художником, чем я представлял его до этой выставки. Пожалуй, эрмитажные "Гуляки" выражали мое прежнее представление о нем наилучшим образом. На выставке он предстал другим.
Нищенка просит у бюргера подаяние. Он презрительно на нее смотрит, а его дочь не смотрит вообще. А туфли у бюргера и его дочери длинноносые, изящные, а у нищенки вообще сандалии, и пальцы торчат. И лицo у бюргера знакомое, вот что удивительнее всего!
В общем, выставка интересная. Кто еще не смотрел - поспешите.