Popular Posts

Sunday, December 1, 2019

Француз (2019) А. Смирнов

Пост Т.Бетчер (Москва)

Не знаю, есть ли кто из нас, из бывшего СССР, кто не помнит фильм «Белорусский вокзал».  Первый полнометражный фильм Андрея Смирнова в 1970 году высказал очень простую, но совершенно невероятную мысль: на войне идти в атаку было проще, чем в мирное время сохранить человеческое достоинство. С этой точки зрения на военное поколение ещё никто не смотрел.
А потом, в 1974, был фильм «Осень», тоже из ряда вон: спят вместе, а поженятся – не поженятся неизвестно.  Совершеннейшая аморалка. 
В 1979 – «Верой и правдой»  - чуть не единственный в советском кинематографе фильм о том,  как в  архитектуре отражается  жизнь общества, кто такой архитектор. Фильм получил такие тяжёлые травмы на всех этапах создания, что после него Смирнов до 2011 года, в качестве режиссёра художественные фильмы не снимал.
Спустя  30 лет Смирнов снимает горький и страшный  фильм  «Жила одна баба»  -  о судьбе крестьянской России – беспросветно трагической, обречённой на погибель, предательство,  поругание и забвение.
И вот «Француз», 2019. 1957 год. Французский студент едет в послесталинскую Россию писать диплом по русской литературе, а заодно (или в главном) прояснить для себя семейную историю. Он оказывается в не только в гуще московской жизни сразу после международного фестиваля, но и в паутине сложных  отношений между людьми прошедшими лагеря и ссылки и их «вольными» современниками, в нераздельном сосуществовании хрущёвской оттепели и гэбэшного негласного тотального контроля.
Самое убедительное в черно-белом  фильме Смирнова – даже не удивительно полно воссозданная атмосфера конца 50-х, а его интонация, в которой нет ни жалости, ни осуждения, ни пафоса, ни даже горечи, потому что всё это уже пережито и прожито. Осталось только выстраданное понимание того, страна так и будет ходить по кругам советского ада, пока не произойдёт страшного, но совершенно необходимого осмысления и признания  всех совершенных в ней преступлений против собственного народа.
Отдельный разговор – актёрские работы. И речь не только и не столько о главных героях – их три (А. Риваль, Е. Образцова, Е. Ткачук), сколько о большом количестве разнообразных эпизодических  лиц (Р. Мадянов, Н. Дробышева, Н. Тенякова, М. Ефремов, А. Балуев), которые и создают воздух правды, которым наполнен фильм.
«Француз» - не потрясение и не откровение. Это глубокое проникновение в суть,  обнажение сущности режима. Без аффектации, без рыданий, потому что происшедшего уже не изменить и не вырыдать. Изменить можно (можно ли?) только настоящее и будущее, если помнить и понимать прошедшее.

No comments: