Мы побывали на лекции Тамары Эйдельман "Коллективная ответственность".
Я не слышал раньше ее лекций на Ю-Тюбе, пытался послушать одну о Пушкине и быстро бросил из-за обилия рекламы.
А тут - интересная тема, и заведомо никакой рекламы.
Лекция продолжалась 3 часа (до 10 вечера!), полчаса заняли ответы на вопросы.
Мне было не очень интересно, я думаю, первые часа 2. Но последние полтора часа с лихвой "окупили" потраченное время.
Потому что разговор пошел о книге К. Ясперса "Коллективная виновность", изданной в 1946 году, а также о том, как Германия "приходила в себя" после 2-й мировой войны. Я не читал книги Ясперса (обязательно теперь прочту, тем более, что она есть на litres.ru), поэтому мне было очень интересно узнать о ней с комментариями Тамары Натановны.
Вкратце она сказала вот что:
Есть 4 типа коллективной ответственности по Ясперсу:
- политическая ответественность. ТН: Все виноваты в том, что произошло. Германия добровольно взяла на себя денежную компенсацию евреям, которую она платит до сих пор из налогов, собираемых с населения ( 3-е - 4-е поколение расплачиваются за вину отцов!)
- уголовная ответственность. ТН: Были Нюрнбергские процессы, казнили главных преступников, многие получили тюремные сроки. Индивидуальная вина каждого осужденного дожна была быть доказана фактами. На этом настоял американский главный прокурор (советский возражал и считал, что церемониться нечего). Поэтому некоторые подсудимые были оправданы, хотя косвенные свидетельства против них были.
- моральная ответственность. ТН: уголовно ненаказуемая, это чувство личной вины, которую испытывают люди, которые не предотвратили преступление, случившееся в их присутствии или при их косвенном участии. Так мучился Сахаров, активный разработчик водородной бомбы. Так мучился фотограф, заснявший уничтожение вьетнамской деревни взводом американских войск во время Вьетнамской войны. После публикации этих фотографий командира взвода судили и вначале приговорили к пожизненному заключению. Он говорил, что исполнял приказ. Приговор дважды пересматривали и после 6-7 лет заключения он был освобожден. Но фотограф не мог себе простить, что он был лишь свидетелем убийств.
- ответственность перед Богом. Про нее ТН не сказала ничего, просто прочитала стихотворение Твардовского "Я знаю, нет моей вины..."
И потом она говорила о том, как Германия очищалась от нацизма. Вначале - денацификация, процедура, как сейчас стало ясно, бывшая коррумпированной и поверхностной, сыграла тем не менее важную роль. Кончились процессы, канцлером стал Аденауэр, безупречный антифашист, вернувшийся из эмиграции, провозгласивший: Нам надо начать смотреть вперед, надо начать жить. И в 50-е годы все было тихо, страна готовилась к экономическому чуду. А в середине 60х появилось новое поколение, которое начало спрашивать и искать причины, и кто виноват. И оказалось, что в стране не скрываясь живут нацистские преступники, начались опять процессы и наказания. По всей стране стали появляться мемориалы жертвам войны и музеи памяти Холокоста. Никто не принуждал! Моральная ответственность, пробудившаяся в следующих поколениях.
Потом начались вопросы. В них, самих по себе, не было ничего примечательного. Поразительно было, что к микрофону выходили почти исключительно молодые люди, 20 - 35 лет. Их было много в зале - на такой, казалось бы, далекой от их благополучной американской жизни лекции.
В том, что они пришли - свидетельство огромной популярности Тамары Натановны. И надежда, что эта молодежь (кстати, несколько раз зал аплодисментами одобрял бескомпромиссную поддержку Израиля в ответах ТН) будет активно противостоять мракобесию, торжествующему сейчас в наших Университетах.