Что может связывать голландских художников 17 века и чемпионат мира по футболу -2018? Ответ: Москва. Именно потому, что в Москве будет проходить чемпионат, американские коллекционеры Томас С. Каплан и его жена Дафна Реканати-Каплан привезли часть своей уникальной голландской коллекции в музей им. Пушкина почти сразу после первой презентации в Лувре.
Думаю, ни в одной стране мира спортивное событие, даже масштаба олимпиады или чемпионата мира по футболу, не определяет жизнь страны в течение нескольких лет в такой степени, как в России. Чтобы потрясти мир (не знаю только чем) к чемпионату мира по футболу - 2018 Россия буквально выпрыгнула из штанов, и среди всего-всего, призванного поразить воображение гостей, есть и выставка 82 полотен из 250 шедевров Лейденской коллекции.
Можно только поблагодарить организаторов этих выставочных гастролей, что выставка «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции» открылась за полтора месяца до чемпионата, и мы можем спокойно и не раз её посмотреть. Конечно, приезд третьей части всей Лейденской коллекции в Москву и трехмесячное пребывание в ней – самое настоящее Событие, но событием мировой культуры 21 века является само рождение этой коллекции. Коллекции – и это самое невероятное - всего 15 лет, но она уже признана крупнейшим частным живописным собранием современности. Интернет достаточно подробно знакомит с историей этого собрания и его составом, поэтому я хочу сказать о другом – о радости встречи с этой выставкой.
Конечно, со времён Екатерины Великой, украсившей Эрмитаж замечательной коллекцией «больших» и «малых» голландцев, они вошли в моду, и сегодня редкий российский художественный музей не владеет хотя бы 2-3 натюрмортами или пейзажами голландской кисти. Голландской коллекции самого Пушкинского могут позавидовать многие европейские музеи. Достаточно вспомнить портреты Рембрандта и картину «Артаксеркс, Аман и Эсфирь», а ещё есть первоклассные работы Яна Ливенса, Карела Фабрициуса, Фердинанда Бола, Франца Халса Старшего….
В последние годы ГМИИ показал «Голландский групповой портрет золотого века из собрания Амстердамского музея» (2014), «Искусство жить. Интерьер бюргерского дома в Голландии эпохи расцвета» (2017) – обе выставки были дополнены голландскими экспонатами (оружие, посуда, одежда, обувь, предметы обихода) соответствующего времени из Оружейной палаты, Исторического музея, музея им. Глинки. Этот показ также дополнен вёрджинелом и его звучанием, потому что почти такой же изображен на картине Вермеера «Молодая девушка за вёрджинелом».
Думаю, Пушкинский очень серьёзно готовил встречу и представление столь незаурядного частного собрания в контексте собственной коллекции. И вот что придумал: нe стал снимать со своих стен и перевешивать в выставочное пространство полотна основной экспозиции, а, во-первых, напомнил посетителям, что можно вспомнить о собственных музейных голландцах, и, во-вторых, в основных залах снабдил полотна специальными табличками, отсылающими к «лейденским» картинам этого же художника. Получилось и интересно, и тактично по отношению ко всем.
А что же сама Лейденская коллекция? Нам показали крошечный рисунок Леонардо «Голова медведя». Клочок тонированной бумаги с карандашным наброском. Этому клочку пятьсот лет. Его держали пальцы Леонардо. Как он уцелел??! Начинаешь представлять – голова кружится… Конечно, этот артефакт выпадает из главной идеи собрания - представить Лейден и сформировавшееся вокруг него художественное сообщество – но кто бы отказался приобрести рисунок Итальянца, если выпало такое счастье?! Тонкость этого рисунка как будто готовит к впечатлению от работ камерных лейденских художников: Геррита Дау (Портрет дамы с нотами на коленях), Каспара Нетшира (Две женщины с корзиной лимонов), Михила ван Нюсхера ( Портрет художника в мастерской) и др. Невероятная тонкость лессированного письма и неправдоподобно точное воспроизведение мельчайших деталей: не только шёлк не спутаешь с шерстью, и мех с бархатом, не только прозрачность воды в стеклянном сосуде лишь чуть искажает стебель цветка, не только грубая основа вытершегося ковра отлична от шелковистости новой скатерти, но даже чертежи и текст в открытой книге не оставляют сомнений в её подлинности и авторстве. И когда рассматриваешь всё это и думаешь, чем был озабочен художник, какие ставил перед собой задачи, понимаешь, как изобретение фотографии перевернуло мир живописи.
Выставка позволяет увидеть влияние Рембрандта, его свето-теневых открытий на живопись современников (Якоб ван Ло (Юноша за чтением), Готфридус Схалкен (Юноша и девушка, разглядывающие статую Венеры)) и в то же время почувствовать, насколько более трагичным было его мироощущение, чем у большинства современников. И об этом говорят не только морщины на лицах его стариков и старух, об этом говорит его «Автопортрет с затенёнными глазами», автопортрет ещё вполне благополучного молодого человека.
Не знаю, был ли это замысел или так само получилось, но Рембрандт словно противопоставлен своим современникам и ученикам, которых больше увлекало изображение обустроенного зажиточного быта, парадные портреты, комические или лирические жанровые сцены, натюрморты … Но, в первую очередь, библейские сюжеты осмысляются Рембрандтом не как отдалённые во времени нравоучительные истории, а как вечный и во все времена для каждого человека наиважнейший личностный выбор между добром и злом и цена этого выбора. Оказалось, т.е. увиделось, что «золотой век голландской живописи», когда, по подсчетам исследователей, в этой небольшой стране было написано более миллиона художественных полотен, необыкновенно поляризован: на одном полюсе Рембрандт, на другом – все остальные. Именно это зримое воплощение в чудесной экспозиции полного одиночества Рембрандта с его внутренним трагизмом стало главным впечатлением от выставки.
Хорошая информация:
https://artchive.ru/news/3237~Lejdenskaja_kollektsija_objavleny_podrobnosti_o_predstojaschikh_vystavkakh_v_Moskve_i_SanktPeterburge
3 comments:
Какое множество деталей, мыслей и впечатлений! Большое спасибо, Татьяна.
И вдобавок - я же и не слышал раньше ни об этой коллекции, ни о Томасе Каплане. Так что ещё одно спасибо.
А теперь, кому интересно: сайт https://www.theleidencollection.com/collection/ соержит полный каталог этого собрания. И такая деталь о Томасе (только что прочитал): его дилеры купили картину (не Рембрандта) на аукционе после соперничества с Лувром. И тогда ТК отдал её в Лувр - сначала на выставку, а потом просто подарил.
Какая красота! Как там у Кима? "Вы оцените красоту игры!"
Странно, что в Америке эта коллекция еще не выставлялась.
После России cледующая большая остановка - в Абу Даби Лувре (!). Эти Капланы - большие оригиналы!
Post a Comment