Тем, кто не знает, рассказываю: этот театр находится на московской Театральной площади, т.е. прямо – Большой театр, справа – Малый театр, а слева – РАМТ ( Российский Академический молодёжный театр, прежде -Центральный детский театр). Именно он, Московский, а затем Центральный детский театр, созданный Натальей Сац в 1921 году, стал родоначальником всех советских ТЮЗов.
Алексей Бородин возглавляет этот театр с 1980 года. Это невероятно! Режиссёр во главе одного театра почти 40 лет, а его постановки оставляют ощущение юношеской энергии и жажды прорыва.
А афиша театра?! Ни один московский театр не ведет такого продуманного, серьезного, целенаправленного и системного разговора со зрителем, как РАМТ. И с маленьким зрителем, и с подростком, и с молодёжью, и с теми, кому за…. Начиная со Стоппардовского «Берег Утопии», Бородин заставляет нас думать о русском идеализме и утопизме, о судьбе демократии в России и мире, о возможном и невозможном личном выборе в каждую историческую эпоху. Новая постановка, «Последние дни», - обращение к воспитанному театром зрителю, зрителю, знающему, зачем он идёт в театр, готовому к диалогу.
А. Бородину есть что сказать. «Последние дни» - это не только часть названия пьесы М. Булгакова («Александр Пушкин. Последние дни»), это указание на время, о котором спектакль. Речь идет о последних днях современности, когда мы снова и снова задаём себе вопросы из российской истории и перебрасываем мосты из прошлого в сегодня. Обозначив жанр спектакля «фантазия на тему», Бородин не уточняет на какую – зритель формулирует её сам.Я её сформулировала её как размышление о трагическом выборе России в пользу ВЕЛИКОГО государства, для которого человек всегда только средство достижения этого величия. Если определить тему так, то совершенно органично сплавлены «Медный всадник» Пушкина и пьеса Б. Акунина «Убить змеёныша».
Пьеса Акунина - о плохо нами знаемом историческом перекрёстке 1689 года, когда, сметя царевну Софью, а, по сути, Василия Голицына, попытавшегося повести Россию в Европу ненасильственным путём, на престол сел Пётр и «уздой железной Россию поднял на дыбы».
«Медный всадник» - об определившей дальнейший исторический путь страны трагической несовместимости этой победы и судьбы отдельного человека. Но Бородину этого мало. Он не может не сказать и о судьбе творца в великом тоталитарном государстве, и первой частью спектакля становится далеко не лучшая пьеса М. Булгакова, написанная в преддверие 100-летия гибели Пушкина. Конечно, разговор о К. Серебренникове, конечно, это «Во глубине сибирских руд…» режиссера. На мой взгляд, цельности спектакля это мешает, но цельность гражданского высказывания, его актуальность сегодняшнему зрителю очевидны. Весь художественный стиль спектакля стремится к временнОй неконкретности, обобщенности, избегает конкретности материальных деталей, но явно акцентирует точки пересечения с давнего с сегодняшним. На эту акцентировку работает и то, что актёры исполняют в спектакле не одну роль, а переходят из эпохи в эпоху, из образа в образ.
Мне кажется, что, к сожалению, спектакль долго будет оставаться актуальным, но вневременными всегда остаются «Медный всадник», Пушкин и всё, о чём он заставляет нас думать.
No comments:
Post a Comment