Popular Posts

Tuesday, November 28, 2017

Московская киноафиша - VI: Аритмия (2017) Б. Хлебников

Татьяна Бетчер из Москвы:



Самое сильное переживание октября - фильм Б. Хлебникова "Аритмия". Он такой российский, такой до мозга костей сегодняшний, такой пронзительный в каждом эпизоде правдой каждой детали, что живущим сегодня вдалеке от России, боюсь, его не прочувствовать, а значит и во многом не понять. Абсурд, ставший нормой, понять, конечно, нельзя. Но здесь это боль, а снаружи, наверное, просто обычный российский идиотизм.
Фильм о враче скорой помощи и о его обречённом на поражение личном противостоянии реформе системы здравоохранения. Его неприятие реформы заключается в том, что он, вопреки министерским и начальственным приказам, работает по совести, работает так, как мы хотим, чтобы работала «скорая», за это система его «плющит и таращит», а он только глушит боль алкоголем и работает дальше. И мы понимаем, что надолго его не хватит, как не хватит и другого врача, задающего начальнику вопрос: «А как же человеческий фактор? Мы же с людьми работаем!». И снова мы понимаем, что силу судьбы приобрёл ответ начальника: «Работаем так, чтобы человеческий фактор исключить!». 
Хлебников работает на крупных планах. Такая близость чужого лица шокирует и хватает за душу. Трудно представить, сколько сил вычерпала эта работа у исполнителей главных ролей А. Яценко и И. Горбачевой, но за зрительскую потрясённость пережитым, безусловно, ими дорого заплачено.
В 2007 году А. Попогребский снял тонкий, глубокий фильм «Простые вещи» об обыкновенном питерском враче. Простые вещи – это само собой разумеющиеся вещи: доверие врачу и врачебная порядочность по отношению к больному. Попогребский рассказал историю выживания, самосохранения врача, а Хлебников – историю медленного самоубийства.  Десять лет назад на что-то ещё можно было надеяться.

Те, кто не знает Хлебникова, но кое-что слышал о фильме, спрашивают: он как Звягинцев? Мне кажется, что общее у них - чувствование и видение болевых точек сегодняшнего российского социума. Но совершенно разный киноязык, совершенно разная киноинтонация и совершенно разная направленность взгляда, обращенность взгляда. Звягинцев частную человеческую историю проецирует на социум, превращает в общесоциальную проблему. Хлебников показывает, как социальная деструкция отзывается в отдельном человеке, во что превращает его жизнь. Звягинцев идет от частного к общему; Хлебников от общего к частному. Звягинцев обращается к разуму, а от фильмов Хлебникова болит сердце. Хлебникова на Оскар не пошлют, но на Кинотавре он взял главный приз.(Это всё я сейчас сама сформулировала и очень этому рада, т.к. всё пыталась понять - в чём же их отличие, столь очевидное, но очень трудно определяемое). 
Я рада, что эти режиссеры есть,  что их не закатал под асфальт михалковский «мейстрим».

No comments: