Татьяна Бетчер из Москвы:
Самое сильное переживание октября - фильм Б.
Хлебникова "Аритмия". Он такой российский, такой до мозга костей
сегодняшний, такой пронзительный в каждом эпизоде правдой каждой детали, что живущим
сегодня вдалеке от России, боюсь, его не прочувствовать, а значит и во многом
не понять. Абсурд, ставший нормой, понять, конечно, нельзя. Но здесь это боль,
а снаружи, наверное, просто обычный российский идиотизм.
Фильм о враче скорой помощи и о его обречённом
на поражение личном противостоянии реформе системы здравоохранения. Его
неприятие реформы заключается в том, что он, вопреки министерским и
начальственным приказам, работает по совести, работает так, как мы хотим, чтобы
работала «скорая», за это система его «плющит и таращит», а он только глушит
боль алкоголем и работает дальше. И мы понимаем, что надолго его не хватит, как
не хватит и другого врача, задающего начальнику вопрос: «А как же человеческий
фактор? Мы же с людьми работаем!». И снова мы понимаем, что силу судьбы
приобрёл ответ начальника: «Работаем так, чтобы человеческий фактор
исключить!».
Хлебников работает на крупных планах. Такая близость чужого лица
шокирует и хватает за душу. Трудно представить, сколько сил вычерпала эта
работа у исполнителей главных ролей А. Яценко и И. Горбачевой, но за
зрительскую потрясённость пережитым, безусловно, ими дорого заплачено.
В 2007 году А. Попогребский снял тонкий,
глубокий фильм «Простые вещи» об обыкновенном питерском враче. Простые вещи – это само собой разумеющиеся вещи: доверие
врачу и врачебная порядочность по отношению к больному. Попогребский рассказал
историю выживания, самосохранения врача, а Хлебников – историю медленного
самоубийства. Десять лет назад на что-то
ещё можно было надеяться.
Те, кто не знает Хлебникова, но кое-что слышал
о фильме, спрашивают: он как Звягинцев? Мне кажется, что общее у них - чувствование
и видение болевых точек сегодняшнего российского социума. Но совершенно разный
киноязык, совершенно разная киноинтонация и совершенно разная направленность
взгляда, обращенность взгляда. Звягинцев частную человеческую историю
проецирует на социум, превращает в общесоциальную проблему. Хлебников
показывает, как социальная деструкция отзывается в отдельном человеке, во что
превращает его жизнь. Звягинцев идет от частного к общему; Хлебников от общего
к частному. Звягинцев обращается к разуму, а от фильмов Хлебникова болит
сердце. Хлебникова на Оскар не пошлют, но на Кинотавре он взял главный
приз.(Это всё я сейчас сама сформулировала и очень этому рада, т.к. всё пыталась
понять - в чём же их отличие, столь очевидное, но очень трудно определяемое).
Я
рада, что эти режиссеры есть, что их не
закатал под асфальт михалковский «мейстрим».
No comments:
Post a Comment