Татьяна Бетчер из Москвы:
В Музее изобразительных искусств им. Пушкина 10 октября открылась выставка: «Густав Климт. Эгон Шиле. Рисунки из музея Альбертина (Вена)».
В Музее изобразительных искусств им. Пушкина 10 октября открылась выставка: «Густав Климт. Эгон Шиле. Рисунки из музея Альбертина (Вена)».
Климта знают если не все, то многие и многие, а вот Эгона
Шиле…. Работы ученика Климта Эгона Шиле
я увидела впервые и вообще впервые узнала о таком австрийском художнике (а его
считают чуть ли не отцом австрийского экспрессионизма). Увидела и была
совершенно сражена свободой, откровенностью, и в
то же время каким-то смертным надрывом его рисунков и акварелей. Климт с его декадентски
утончёнными моделями совсем потерялся среди вывернутых и раскоряченных
натурщиц Шиле. Выставку покинула с чувством совершенного открытия. А на следующий день вдруг увидела в киноафише
фильм: "Эгон Шиле. "Смерть и дева", 2016 г. и, конечно, пошла.
В фильме Дитера Бернера «Egon Schiele: Tod und Mädchen»,
2016, образ Эгона Шиле – образ художника, интуитивно уловившего
подспудные толчки жесточайших страстей и разрушительных инстинктов во внешне
благопристойной жизни Австрии, Европы накануне первой мировой
войны. Это очень красивый фильм с прекрасными актерскими работами. Операторскую
работу хочется назвать подлинно художественной. Именно камера играет решающую
роль в создании текучих, дымчатых, зыбких, словно ускользающих интерьеров и
пейзажей, которые сливаются в такие же утекающие дни и месяцы предшествующие
войне и годы самой войны. И на фоне этой зыбкости ярко, контрастно, гротескно
представлены образы-характеры Шиле и двух главных его муз. Лучшие
актерские работы - женские, и это придаёт фильму дополнительную остроту и
чувственное напряжение. Может быть, он не отличается интеллектуальной глубиной, но
оставляет простор воображению и даёт много поводов к размышлениям. И ещё фильм засыпает нас рисунками Шиле, в нём есть картины, которые до Москвы пока не
доехали.. Мне кажется, режиссеру удалось
создать в фильме атмосферу художнической одержимости и гибельности, что,
как я поняла по рисункам, совершенно соответствует натуре Шиле. Смерть Шиле в 1918 году кажется символичной: после войны
Европа стала совсем другой, и не хочется думать, что могло в ней произойти с
таким художником.
Думаю, этот фильм заслуживает того, чтобы его посмотреть, даже
если не понравится. Я понимаю, что в фильме, как и в творчестве Шиле может быть
неприемлемым (как, например, многие не приемлют Вагнера), но это очень яркая и цельная
кинематографическая работа, как и художественный мир самого художника.
3 comments:
Похоже, что эта выставка будет в Бостоне.
http://www.mfa.org/programs/member-events/preview/klimt-and-schiele-drawn
Таня, спасибо за замечательный пост. Обязательно посмотрю и выставку, которая, оказывается, и в нашу прогалину в лесах (neck of the woods) заедет, и фильм.
И напишу еще раз.
А пока о Климте. Он не декадент! Он большой настоящий художник. Учти, ты видела только рисунки того и другого.
Радость и яркость открытия нового художественного мира Шиле мне понятна. Я тоже был потрясен им, когда мы были в Вене. Я до этого держал Шиле за обычного экспрессиониста, которые на меня практически не действуют своей "вывернутостью и раскоряченностью", как ты хорошо написала. Хотя мне и говорили очень знающие люди, что он гений. После Вены я с ними согласен - это настоящий художник.
А Климт - потрясающий мастер цвета. Его картины в иллюстрациях теряют не меньше, чем картины Рембрандта. Даже его "Поцелуй", растиражированный до тошноты, в Бельведере вызывает настоящее потрясение.
И Шиле оказался хорошим учеником Мастера. Я до сих пор помню его картины 1905-1910 годов, яркие, веселые, скорее похожие, скажем, на Дюфи только ярче, напряженнее.
Ну вот. Это я быстренько, пока свежа обида за Климта.
Иосик, декадент - это не ругательство, как и экспрессионизм, а "большой настоящий художник" - не относится к жанру или манере. Некоторые не любят Шиле или Климта, но это не меняет ничего.
Post a Comment