В этом российско-литовско-македонский проекте не только творчество, но и сама личность поэта представлены как выражение и олицетворение советского абсурда 20-30-х годов. Фильм сосредоточен на точности деталей во всём, на атмосфере ленинградской писательско-издательской жизни, на тюремном ужасе, на стихии стёртой, безликой, оказённеной речи таких же стёртых жителей бывшей столицы, в которой тупо повторяющиеся фразы теряют всякий смысл. Да и сам Ленинград мы видим только двором-колодцем с обшарпанными стенами подъездов. Фильм об убийстве души и жизни, при этом уничтожение и постепенное исчезновение в лагерях и ссылках ОБЭРИУтов осталось за кадром. При несомненной любви авторов к своему герою фильм не дал почувствовать, что Хармс был больше, выше, значительнее царящих вокруг оскудения и абсурда. В фильме он предстал плотью от плоти его. Если бы это было только так, вряд ли мы читали бы его спустя 80 лет. Мне кажется, что эта работа режиссера Ивана Болотникова очень ярко демонстрирует, что умения выстраивать предметный ряд, найти аутентичный эпохе интерьер и скрупулёзно воссоздать одежду тех лет даже в совокупности с яркими актерскими работами может быть недостаточно для того, чтобы сказать нечто важное о художнике. Наверное, Болотников хотел сказать нечто большее, чем просто представить Хармса жертвой тоталитарного режима, но что? Однако, если вернуться к тому, что кино – это «как», то «как» получилось вполне в духе Хармса.
Tuesday, November 14, 2017
Московская киноафиша - III: Хармс (2017)
Татьяна Бетчер из Москвы:
В этом российско-литовско-македонский проекте не только творчество, но и сама личность поэта представлены как выражение и олицетворение советского абсурда 20-30-х годов. Фильм сосредоточен на точности деталей во всём, на атмосфере ленинградской писательско-издательской жизни, на тюремном ужасе, на стихии стёртой, безликой, оказённеной речи таких же стёртых жителей бывшей столицы, в которой тупо повторяющиеся фразы теряют всякий смысл. Да и сам Ленинград мы видим только двором-колодцем с обшарпанными стенами подъездов. Фильм об убийстве души и жизни, при этом уничтожение и постепенное исчезновение в лагерях и ссылках ОБЭРИУтов осталось за кадром. При несомненной любви авторов к своему герою фильм не дал почувствовать, что Хармс был больше, выше, значительнее царящих вокруг оскудения и абсурда. В фильме он предстал плотью от плоти его. Если бы это было только так, вряд ли мы читали бы его спустя 80 лет. Мне кажется, что эта работа режиссера Ивана Болотникова очень ярко демонстрирует, что умения выстраивать предметный ряд, найти аутентичный эпохе интерьер и скрупулёзно воссоздать одежду тех лет даже в совокупности с яркими актерскими работами может быть недостаточно для того, чтобы сказать нечто важное о художнике. Наверное, Болотников хотел сказать нечто большее, чем просто представить Хармса жертвой тоталитарного режима, но что? Однако, если вернуться к тому, что кино – это «как», то «как» получилось вполне в духе Хармса.
В этом российско-литовско-македонский проекте не только творчество, но и сама личность поэта представлены как выражение и олицетворение советского абсурда 20-30-х годов. Фильм сосредоточен на точности деталей во всём, на атмосфере ленинградской писательско-издательской жизни, на тюремном ужасе, на стихии стёртой, безликой, оказённеной речи таких же стёртых жителей бывшей столицы, в которой тупо повторяющиеся фразы теряют всякий смысл. Да и сам Ленинград мы видим только двором-колодцем с обшарпанными стенами подъездов. Фильм об убийстве души и жизни, при этом уничтожение и постепенное исчезновение в лагерях и ссылках ОБЭРИУтов осталось за кадром. При несомненной любви авторов к своему герою фильм не дал почувствовать, что Хармс был больше, выше, значительнее царящих вокруг оскудения и абсурда. В фильме он предстал плотью от плоти его. Если бы это было только так, вряд ли мы читали бы его спустя 80 лет. Мне кажется, что эта работа режиссера Ивана Болотникова очень ярко демонстрирует, что умения выстраивать предметный ряд, найти аутентичный эпохе интерьер и скрупулёзно воссоздать одежду тех лет даже в совокупности с яркими актерскими работами может быть недостаточно для того, чтобы сказать нечто важное о художнике. Наверное, Болотников хотел сказать нечто большее, чем просто представить Хармса жертвой тоталитарного режима, но что? Однако, если вернуться к тому, что кино – это «как», то «как» получилось вполне в духе Хармса.
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
No comments:
Post a Comment