Этот иранский фильм получил Золотого медведя в Берлине в 2021-м году. Mне его порекомендовал человек, знающий толк в кино и в жизни.
Это фильм о том, как в Иране заставляют новобранцев служить палачами. Буквально, выбивать табуретку из-под ног приговоренного. И какие есть варианты поведения в этих условиях.
4 новеллы, разные герои, разные сюжеты. Я смотрел и думал - так в России еще было не дно? Моих однокурсников забрали после университета во внутренние войска охранять зэков, но все-таки не вешать людей. Диссидентов сажали, но не вешали. Но вообще-то кроме этого реального факта - в палачи или в тюрьму за отказ от службы, всё остальное в фильме - притча. И эти четыре (точнее, три) притчи мне показались слишком прямолинейными. Так делать хорошо, а так - плохо. Так и должно, наверное, быть. Какая глубина, когда кричишь от ужаса! Но в том-то и дело, что это удивительно красивый фильм. Пейзажи этой несчастной страны, лес, пустыня, сняты как в фильме Смирновой о другой несчастной стране, "История одного назначения". Бескрайняя красота. Кстати, и там, и там один из героев решает утопиться. и это не единственная параллель между двумя фильмами. И дело не только в пейзажах. Эти "прямолинейные притчи" совершенно не скучно смотреть. Лица актеров - удивительные. Актриса в третьей новелле - невиданной красоты. И жалко всех - слов нет.
2 comments:
Мне тоже понравился фильм. Однако он не кажется мне прямолинейным. Это фильм, на мой взгляд, о поступке и цене за него. Есть два сюжета об этом. Поступок и плата за него за 20 лет. Разные имена и обличие людей в 1 и 3 новеллах и во 2 и 4 только подчеркивают универсальность ситуаций. Один казнил и платит за это профессией палача и минутными остолбинениями от этого. Другой отказался казнить и платит за это жизнью отшельника и потерей жены и дочери. Выбирай.
А актеры в фильме действительно очень красивы, как и положено персам, что в жизни, что в миниатюрах
Иранский фильм " Зла нет" я посмотрела не как сборник притч, а как несколько рассказов под общим заголовком: " И такое сегодня обычно". Авторской название фильма, как мне кажется, подчеркивает обыденность, само собой разумеющийся порядок вещей в тоталитарной стране. Самое страшное - узаконенный порядок кровавой круговой поруки, который должен каждого приобщить к государственному преступлений, сделать его соучастником. В этом коллективном преступлении власть надеется обрести опору и поддержку. Очень страшно. "Но и в Иране люди живут, - думают россияне, - у нас еще не так всё безысходно...", - и это ещё страшнее.
Почему не притчи? Автор не предполагает " нравоучительного вывода". Каждый думает, решает сам. Для меня во всём этом самое удручающее - это будничность, тотальность, привычность первобытного и несомненного зла в контексте всех достижений современной цивилизации. Режиссер сумел это точно и честно сказать."
Post a Comment